В лучших традициях жанра

Александр Веснин, Тамбовская правда от 2 февраля 1991

Актеры еще и еще раз выходили на поклон, а я аплодируя им вместе со всем зрительным залом, вспомнил вдруг недавний разговор с начинающим режиссером самодеятельного театрального коллектива. «Понимаешь, — говорил он проникновенно, — сегодня нельзя просто развлекать зрителя, сегодня надо его будоражить, идти с ним на конфликт, ошарашивать». Резанула меня тогда неуемная эта жажда «ошарашивать».

А вспомнилась его сентенция после спектакля Академического театра имени Евг. Вахтангова по пьесе П. Шено «Будьте здоровы» вот почему: посмотрел я на улыбающиеся лица зрителей, услышал смех и лишний раз убедился в том, как не достает всем нам в потоке сегодняшней воинствующей «чернухи» подлинных развлечений, настоящих комедий, ярких запоминающихся зрелищ.

Восьмой год комедия «Будьте здоровы» в репертуаре прославленного московского коллектива. Постановку ее осуществил заслуженный деятель искусств РСФСР В. Шлезингер. Те, кто внимательно следит за весьма непростым развитием событий в нашем театральном мире, знает, что перемены коснулись из театра имени Евг. Вахтангова. И все же коллектив этот — один из немногих в стране стремится сохранить свои богатые творческие традиции.

«Вахтанговская манера», «вахтанговский спектакль» — в полной мере объяснить эти понятия могут, пожалуй, лишь профессиональные театроведы, критики, теоретики. А вот узнаваем «вахтанговский стиль» сразу же каждым знатоком и поклонником древнейшего из искусств. Отрадно, что в эти августовские дни тамбовский зритель имел возможность увидеть семерых столичных актеров в очень живой, очень французской комедии, в основе которой лежит весьма добротная драматургия.  Умение быть предельно ясным и убедительным, заинтересованность в общении со зрителем, уважение зрителя, интерес к нему — если все это есть, то есть и понимание, контакт с залом. И это, бесспорно — прерогатива талантливых, по-настоящему профессиональных актеров.

В Концертном зале областной филармонии такой контакт состоялся. С первых же минут действия, в котором центральное место, конечно же, занимает Людовик Мерикур — зять внезапно скончавшегося знаменитого писателя, предпринимающий все мыслимые и немыслимые шаги, дабы завладеть хотя бы частью многомиллионного наследства. Претендуют на свои доли и дочь писателя Люси, его вдова Вивиан Буасьер, профессору Мишелю Гарону не терпится занять квартиру умершего, но… Но литератор оживает, переписывает завещание на свою служанку Луизу и вновь умирает. Хотя умирает ли? Словом, события развиваются по законам жанра, в котором, как известно, всегда есть место гротеску, экспрессии, блестящей актерской импровизации, всему тому, за что мы любим настоящий театр.

Думается, запомнится зрителю образ коварного и трусливого Людовика Мерикура, созданный народным артистом СССР В. Шалевичем, В телевизионном варианте эту роль исполнял народный артист СССР В. Этуш. Тепло были приняты и работы заслуженных артистов РСФСР В. Васильевой и В. Зозулина, артистов Д. Кравцова, А. Петерсон, Е. Ивочкиной, О. Форостенко.

— Мы впервые выехали в таком составе и несмотря на то, что столкнулись с определенными сложностями, все же довольны поездкой, которая, кстати сказать, предпринята во время наших отпусков, — сказал мне Вячеслав Анатольевич. Шалевич. — Мы получаем удовольствие от общения с тамбовским зрителем. Хорошо помогли нам и работники областной филармонии с сооружением на концертной сцене весьма приличного интерьера. Повезло нам и с погодой. Я не в первый раз в Тамбове, многие месте уже узнаю. Мне нравится, что город пытается сохранить свое историческое лица. И если мы доставили тамбовчанам хоть несколько веселых мгновений, то будем считать нашу миссию исполненной.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что актеры имеют на это полное право.