Дон Жуан поет блюз
Каждый режиссер рано или поздно оказывается перед необходимостью разделить королевство Лира, вырубить вишневый сад и явить миру Дон Жуана. Королевство на три части Владимир Мирзоев делил в прошлом сезоне, вишневый сад его пока даже не вырос, а вот Дон Жуан вышел на сцену театра им. Вахтангова в облике Максима Суханова.
Из многообразия драматургических версий режиссер и исполнитель выбрали версию классическую, пятиактную, поскольку в эпоху Мольера маленьких трагедий (равно как и комедий) писать было не принято. Пять актов подвергли сокращению, язык сделали более современным, отца Дон Жуана превратили в мать донью Луизу…
Впрочем, этим давно уже никого нельзя удивить, тем более публику, знакомую с творчеством Мирзоева. Во всех без исключения постановках «Дон Жуана» главным является, разумеется, не исторический антураж или филологические нюансы, а прежде всего трактовка образа главного героя. Словом, скажи мне, какой у тебя Дон Жуан, и я скажу тебе, что ты думаешь про любовь и про жизнь. Мир спектакля Мирзоева экзотичен и полон тоски по утраченной первозданности — чувств, отношений, стихий.
Вода лежит зеркалом в бассейне у авансцены, огонь заключен в керамические чаши, мостик из японского сада (сценография Станислава Морозова) пересекает пространство под протяжные звуки труб. Левый проход партера превращен в своеобразную дорогу цветов, на которой располагаются музыканты, импровизирующие в стиле блюз. Женщины исполняют странный танец с негнущимися ногами. Эльвира пичкает Дон Жуана хлебом. Тот давится и выплевывает куски мякиша. Режиссер выкладывает фрагменты своей мозаики не спеша, предлагая зрителю нафантазировать еще не сложившуюся картинку.
Мирзоев называет свой спектакль «Дон Жуан и Сганарель», то ли подчеркивая важность слуги в этой истории, то ли намекая на некое а1ter еgо. Сганареля играет Евгений Стычкин, вопреки названию, понимая, что его роль все же не главная. Король (то есть Дон Жуан) не нуждается в том, чтобы его играла свита (то есть Сганарель). Слуге, конечно, кое-что понятно про своего господина, но, в сущности, никогда точно не скажешь, что у него на уме. То безвестную крестьянку соблазнит, то с памятником поговорить вздумает, а то и вовсе схватит микрофон и что-то проникновенное сымпровизирует.
С музыкой у этого Дон Жуана вообще отношения особые — он и поет, и на клавесине умеет. Он чем-то похож на Сирано де Бержерака. Такой же остроумец и хулиган: когда Дон Алонсо (Евгений Пеккер) и Дон Карлос (Александр Прудников) вступают в поединок не на жизнь, а на смерть, этот пародирует их бой с двумя вениками! У хулигана, естественно, мамаша имеется (надо же кому-то за разбитые стекла… то есть за плохое поведение сына отвечать).
Марина Есипенко в роли Доньи Луизы красива, немного легкомысленна, что придает нравоучительным тирадам в ее устах неповторимую пикантность. Возлюбленная Дон Жуана Эльвира — полная ее противоположность (ошибочка вышла у старика Фрейда). Наталья Швец, как всегда, показывает женщину наивную и чуть-чуть не от мира сего. Но нужна ли другая возлюбленная гению?
А Дон Жуан у Мирзоева гений. Может быть, великий поэт, музыкант или артист. Он проживает свою жизнь, творя незаурядное произведение искусства. А женщинам здесь отведена роль муз — не меньше, но и не больше. Он не собирается их соблазнять, он не пылает к ним страстью — он лишь ищет малейший повод дать проявиться своему творческому дару, развернуть безграничные пространства восхищения, раскрасить их в яркие краски комплиментов, не забыв поместить в центре солнце своего обаяния. Немудрено, что женщины ради такого аттракциона бросаются друг на друга с кинжалами, как Шарлотта (Анастасия Бегунова) и Матюрина (Наталья Винтилова).
Дон Жуан — не только вечный обольститель, но и вечный соблазн, воплощенная мечта той половины человечества, которую принято считать слабой. Этот Дон Жуан наверняка знаком с Джакомо Казановой (поэтом и авантюристом), а он не так уж давно влюблялся и влюблял на той же вахтанговской сцене. И можно с уверенностью утверждать, что если бы Дон Жуан Мирзоева-Суханова дожил до седых лет, он оставил бы захватывающие мемуары.
Режиссер Мирзоев и актер Суханов ведут собственный поиск истины о человеке, а заодно и о мире. Хлестаков, Лир, Сирано… Самозванец, властитель, поэт… Теперь влюбленный. В кого? В любовь — единственный ответ. Причем существительное пишется с маленькой буквы. Он любит всех женщин и ни одной конкретной, он любит состояние влюбленности, поскольку именно оно дает ему возможность преображать мир вокруг себя. Версия, в общем-то, ожидаемая, а главное, очень современная. Влюбляться, ухаживать, сгорать от страсти — все это осталось в прошлом. В мольеровском.
Сегодня нужно поймать эмоцию, загореться, выдать фейерверк — и бегом дальше! Когда-то Шоу сетовал, что прошло, мол, время Дон Жуанов, а наступило время Дон Жуанит. Вообще, прошло время, когда один человек терял рассудок при виде другого! Это ж до какой лихорадки любовной надо дойти, чтобы каменное изваяние на ужин звать! Сейчас статуя хоть как матрос-сигнальщик руками маши, все равно никто внимания не обратит. .. А потому Дон Жуан начала XXI века поет блюз, ибо само это слово означает грусть, которую некому разделить.