Иван Хлестаков, одинокий русский мальчик
Тот, кто надеется увидеть в премьерном «Ревизоре» Театра им. Вахтангова сатиру на чиновников-разгильдяев или яркую картину дореволюционных провинциальных нравов, будет весьма разочарован. Туминаса не интересуют ни бытовые подробности, ни обличительный пафос.
Реплика Городничего о «пренеприятнейшем известии» исчезла из спектакля, который ставит известный литовский режиссер Римас Туминас. Впрочем, исчезло из «Ревизора» и многое другое.
Декорации дома Городничего в захолустном уездном городке, третьесортной гостиницы с клопами, где подают «воняющий рыбой чай», заменились пространством условного театра: три столба из тех, на которые лазят ярмарочные удальцы, и несколько табуреток на пустой сцене. И, наконец, главный сюрприз: трактовка главного героя. Такого Ивана Александровича Хлестакова на российских подмостках еще не было.
«Почему-то в театре принято изображать Хлестакова лихим авантюристом. Некоторые даже путают его с Остапом Бендером, — говорит режиссер спектакля Римас Туминас. — Авантюрист не стал бы жить две недели впроголодь и сетовать, что уже несколько дней нет табаку. Он бы обязательно достал денег: обманул бы кого-нибудь, схитрил, сам бы поскорее представился ревизором. У Хлестакова, мне кажется, совсем другая тема.
Гоголевский персонаж очень одинок. Этот герой похож на тех мальчиков, которые живут сейчас в маленьких провинциальных городках. В семье пять или шесть детей, отец сидит без работы, денег всегда не хватает. А старенький черно-белый телевизор, который часто портится, показывает совсем другую жизнь: игры, где выигрывают огромные деньги, яркие, вычурные, шумные ток-шоу, счастливых и сытых людей. И кто-нибудь из этих мальчиков, засыпая, плачет ночами в подушку: „Я больше не хочу так жить! Я обязательно должен туда уехать!“
Они приезжают в Москву, в Петербург, в Вильнюс, пытаются как-то ухватиться за эту жизнь, почувствовать себя личностью. Но это редко кому удается. Сейчас никто не думает о том, что происходит с теми, кому 17 или 18 лет. Никто не заботится о таких мальчиках. Прочтите внимательно пьесу. Хлестаков не просто так берет деньги — он их одалживает. И искренне верит, что скоро приедет обратно и вернет все долги. И не просто вернет, а отдаст с вырученными процентами, привезет подарки, извинится, что его приняли не за того, кем он попервоначалу являлся.
Хлестаков все время надеется, что ему еще повезет. И Городничий его очень хорошо понимает. Он так же одинок, как это провинциальный мальчик. Он тоже в свое время мечтал сделать столичную карьеру, каждый год обещал жене, что семья вот-вот переедет в Петербург. Неудивительно, что Анна Андреевна иногда кажется не совсем нормальной. Представляете, каждый день слышать: „После, после, матушка“. И прожить всю жизнь в провинции, в глуши, да еще с надеждой уехать в столицу».
Хлестакова играет молодой актер Театра им. Вахтангова Олег Макаров. Городничего — Сергей Маковецкий. Анну Андреевну — Людмила Максакова. Это она предложила Туминасу начать репетиции «Ревизора», обратить его острый прибалтийский глаз на русскую классику, в интерпретации которой столь преуспели все именитые литовские режиссеры.
«Хлестаков должен умереть вскоре после того, как уедет. Или перевернется карета, или нападут разбойники. Он из тех мальчиков, которые умирают очень рано. Не выдерживает сердце, слишком хрупким оказывается организм… Городничий не зря кричит: „Верните его!..“ Хлестаков своей наивностью сумел открыть для всех какую-то другую жизнь. Показал, что нужно жить иначе, хотя бы стремиться к красоте. В жизни ее остается все меньше. В спектакле должно быть немножко архаики. Чтобы, глядя на сцену, зрители вспоминали запах детства, вкус хлеба и звук ветра».