Театр имени Вахтангова провожает Турандот на «Пристани»

Ольга Соболевская, РИА Новости от 10 ноября 2011

Легендарный Вахтанговский театр 13 ноября отметит 90-летие. На этот раз актеры во главе со своим худруком режиссером Римасом Туминасом решили отказаться от праздничного показа своего самого известного спектакля «Принцесса Турандот», поставленного основателем театра Евгением Вахтанговым в 1922 году, и создали, по словам Туминаса, «спектакль-мессу памяти людей и истории театра».

«Пристань», в которой участвуют все звезды труппы — Вячеслав Шалевич, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Ирина Купченко, Галина Коновалова, Юлия Борисова, Василий Лановой — наряду с молодыми артистами, поставлена по мотивам произведений классиков мировой литературы. Каждый из артистов театра в этой постановке выступил в новом для себя и зрителя качестве и прочел по отрывку из классических литературных произведений. Зрители смогут посмотреть юбилейный спектакль уже 11 ноября, но торжественная премьера с приглашенными гостями состоится 13 ноября.

Государственный академический театр имени Вахтангова в этом году перестал быть дворцом принцессы Турандот. К своему 90-летию, отмечаемому 13 ноября, он превратился в «Пристань» — подготовил бенефис своих лучших актеров, который художественный руководитель театра Римас Туминас называет «спектаклем-мессой памяти людей и истории театра». 

Театр как порт

В «Пристани» играют актеры разных поколений. Спектакль в двух действиях сделан по мотивам произведений Брехта, Бунина, Достоевского, Дюрренматта, Миллера, Пушкина, де Филиппо, Шекспира. 

«Пристань — это образ изменений, это место, где встречаются, куда прибывают и откуда бегут люди, — пояснил РИА Новости Туминас. — Все меняется: человек, его судьба. Мы пассажиры в этой жизни, так же как и артисты на сцене». 

Жизнь подобна вокзалу или морскому порту, говорит режиссер: «Угрюмый, огромный, таинственный и пустой, этот порт оживает с появлением каждого нового персонажа, собирая разные истории, театральные и человеческие». 

«Наш праздник — это память и уважение к истории театра и нашим мастерам, составившим его славу», — говорит худрук Вахтанговки. «Пристань» — спектакль-бенефис Людмилы Максаковой, Юрия Яковлева, Василия Ланового, Владимира Этуша, Ирины Купченко, Сергея Маковецкого. У каждого актера — своя тема, своя исповедь, своя история театра. 

«Это подношение театра будущему», — гласит афиша спектакля. 

В чертогах Турандот

В этом году театр решил отказаться от своей визитной карточки — праздничного, сказочного спектакля «Принцесса Турандот» по пьесе Карло Гоцци. 

«Театр всегда славился своими праздниками, но сегодня их украли различные шоу, — объясняет РИА Новости это решение Римас Туминас. — Мы должны не повторяться, а быть изобретательными первооткрывателями».

«Принцесса Турандот» долго была прекрасным лицом Театра имени Вахтангова. Китайская чаровница жила в театре с 1922 года. Тогда этот спектакль поставил основатель театра, ученик Константина Станиславского, Евгений Вахтангов. 

Молодежному коллективу Вахтангова, называвшемуся тогда Третьей студией МХТ (Московского Художественного театра), был в ту пору всего год. Самой известной его постановкой к тому моменту был спектакль «Чудо святого Антония» по Метерлинку, день премьеры которого, 13 ноября 1921 года, собственно, и считается днем рождения театра. 

Но уже инсценируя «Принцессу Турандот», молодые артисты смогли сделать зрелую, профессиональную постановку и превратить театр в праздник, как им завещал Вахтангов. 

Завещал — потому что премьера «Принцессы Турандот» прошла в конце февраля 1922 года без Евгения Вахтангова. Он был тяжело болен. Режиссера не стало в мае того же года.

А театр только еще начинал жить, расправлял крылья. Вахтангов успел сделать ему чудотворную прививку от скуки — внес в него карнавальное веселье итальянской комедии дель арте (commedia dell’arte), подвижную стихию импровизации, гротеска, феерии. Театр уходил от прямолинейных высказываний, любил иносказания, «игру в сказку». 

Без этого театра не было бы драматургии Евгения Шварца. Он заимствовал у театра Вахтангова способ рассказывать серьезные истории языком сказки. Один из ярчайших советских театральных режиссеров Георгий Товстоногов называл себя учеником Вахтангова. Юрий Завадский, много лет работавший главным режиссером Театра им. Моссовета, и Юрий Любимов, основатель Театра на Таганке, начинали карьеру в Вахтанговском театре. 

Не случайно Владимир Высоцкий в стихотворении к 50-летию Вахтанговского театра назвал его «старшим братом» Театра на Таганке и шутил, что из этого театра уходят сразу в «главрежи»… 

Турандот — властительница дум

«Принцесса Турандот» с момента премьеры влюбила в себя публику настолько, что на вечеринках бесконечно звучал вальс из спектакля, молодежь опрыскивала себя духами «Принц Калаф». 

Сама премьера «Турандот» в 1922 году была настолько громкой, с восторгами Станиславского, неистовыми криками радости актера Михаила Чехова, безумством зрителей, что на нее старалась попасть вся Москва. 

А в 1930-е — 1940-е годы, когда сказочная стихия была изгнана из советского театра, а на сцене шли в основном политизированные спектакли, зрители часто вспоминали «Принцессу Турандот» как пример праздничной, фантазийной постановки, которая радовала и сердце, и ум.

В 1963 году спектакль Вахтангова восстановил его преемник, художественный руководитель театра Рубен Симонов. О том, как играли в «Принцессе Турандот» Юлия Борисова (Турандот), Василий Лановой (Калаф), Людмила Максакова (Адельма), Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Николай Гриценко (трио персонажей, воплощавших традиционные маски commedia dell’arte), можно судить по телеверсии 1971 года. 

В спектакле сюжет сопровождался уморительными лирическими отступлениями — хохмами и розыгрышами актеров, которые острили по поводу современности.

В такой живой оправе, напоминавшей талантливый капустник, классика заиграла особенно ярко. Зрительницы еще долго копировали интонации Борисовой, красились «под Максакову», обожали Калафа — Ланового.

В начале 1990-х вышла новая версия «Принцессы Турандот» — с постперестроечными шутками. Со временем эта версия устарела. Спектакль мало-помалу превращался в обветшавшую музейную ценность. Театр пытался восстановить спектакль 1963 года, с теми же актерами, но удачи это не принесло. 

Пять лет назад худсовет театра решил приостановить спектакль, чтобы он, по словам Василия Ланового, «почистил перышки». «Мы попробуем спектакль вернуть, но я еще не понимаю, как», — сказал тогда худрук театра Михаил Ульянов. 

В этом году «Принцесса Турандот» стала историей.

Репертуар на все вкусы

За годы своей жизни театр успел поставить многие произведения русской классики (Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, Достоевского, Толстого, Чехова) и пьесы Шекспира, Мольера, Гоцци, Шиллера, Метерлинка, Шоу. 

Специально для театра Михаил Булгаков в 1926 году написал «Зойкину квартиру». Этот сатирический спектакль запретили по решению Наркомата просвещения в 1929 году с формулировкой «искажение советской действительности». 

Случись такая ситуация чуть позже и с другим театром, его бы, вполне возможно, закрыли. Но театр в те годы был любимцем Иосифа Сталина, который часто бывал там. И когда в 1932 году в Вахтанговке Николай Акимов поставил не просто эксцентричного, а хулиганского «Гамлета» с музыкой Дмитрия Шостаковича, спектакль поругали, но репрессий не последовало.

В 1930-е в театре шли пьесы Максима Горького и Николая Погодина — это была «охранная грамота» для театра и актеров. Горький первым дал определение социалистического реализма, а Погодин следовал его духу и букве. Но, несмотря на такой репертуар и на заступничество высокопоставленных театралов, некоторые артисты пострадали. Не раз арестовывали, например, мужа актрисы Цецилии Мансуровой, графа Николая Шереметева. 

После идеологической «стужи», в годы «оттепели», театр, как и множество других коллективов, уже не боялся острых шуток. В его репертуаре появилась современная драматургия — например, пьесы Алексея Арбузова, который любил смешивать жанры и сюжеты — героические с лирическими. 

В этом смысле Арбузов был типично вахтанговским драматургом, игравшим на контрастах, в разных тональностях. Его «Иркутская история», в 1960 году поставленная Евгением Симоновым (сыном Рубена Симонова), посвящалась Юлии Борисовой — приме театра. Она же играла в спектакле.

В 1990-е — 2000-е годы театр сыграл много русских классических пьес. Одной из самых интересных постановок был спектакль «Ревизор» Римаса Туминаса 2002 года. В роли Городничего блистал Сергей Маковецкий, актер, который может сыграть любую роль: от интеллигента до криминального авторитета. Маковецкий сделал Городничего полутрагическим героем, показал крушение судьбы самоуверенного человека.

Вахтанговская плеяда

«Театр — живой организм, он требует прилива новой крови через каждые 7-9 лет, иначе спад и неизбежное старение», — сказал Римас Туминас РИА Новости. 

Нынешние актеры Театра имени Вахтангова, по словам Туминаса, быстро реагируют на время и жизнь. «Это естественное состояние человека, который ощущает себя постоянно в пути, но в жизнь он вглядывается, чуть поднявшись выше, в полете», — замечает режиссер. 

Современные звезды театра — одновременно популярные киноактеры: Мария Аронова, Максим Суханов, Юлия Рутберг. 

Марию Аронову критики называют актрисой универсального дарования. Максим Суханов в роли Сирано де Бержерака в одноименной пьесе Ростана привлек в Театр имени Вахтангова всю Москву. «Медиум, волшебник», «безумец и гений», — писали о Сирано в исполнении Суханова газеты. Его король Лир был воплощением трагедии. 

Легендами театра были и остаются Василий Лановой, Юлия Борисова и Юрий Яковлев. 

Василий Лановой сыграл множество героико-романтических киноролей: роль Артура Грея в «Алых парусах», «коммунистического Иисуса Христа» — Павла Корчагина («Как закалялась сталь»), Ивана Вараввы в «Офицерах», Шервинского в «Днях Турбиных». Он часто перевоплощался и в роковых красавцев — например, Вронского в «Анне Карениной» и Анатоля Курагина в «Войне и мире». В театре он сыграл Цезаря в «Антонии и Клеопатре» Шекспира, Джорджа Бернарда Шоу в «Милом лжеце» Килти.

Людмила Максакова сыграла в театре множество ярчайших ролей, начав в 1961 году с роли Лауры в «Маленьких трагедиях» Пушкина. А в 1960-1970-е она уже играла на сцене Ольгу Книппер-Чехову, Николь («Мещанин во дворянстве» Мольера), Марию в «Конармии» Бабеля, Мамаеву («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), леди Анну в «Ричарде III» Шекспира, Жорж Санд, герцогиню Мальборо, Анну Каренину. Ее героини — волевые и загадочные, гордые и цельные, с чертовщинкой во взгляде и властным обаянием. 

«Я скоморох и трагик, — говорил о себе замечательный актер Михаил Ульянов, возглавлявший театр с 1987 года в течение 20 лет. — Скоморох, потому что смешу людей. Трагик — потому что люблю и ненавижу, страдаю и умираю на сцене в тысячах образов». 

В театре и кино Ульянов создал образы героев, совершающих великие поступки и испытывающих сомнения, эмоциональных, правдивых, ироничных, страдающих. Лучшие его роли — генерал Чарнота в фильме «Бег», Дмитрий Карамазов в «Братьях Карамазовых», Ричард III в одноименной театральной постановке, Антоний в «Антонии и Клеопатре».