Звездным аншлагом на сцене и в зале отметил свой 90-летний юбилей Театр имени Вахтангова

Ольга Свистунова, ТАСС от 14 ноября 2011

МОСКВА, 14 ноября. /Корр.ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Без преувеличения, вся театральная Москва собралась в минувшее воскресенье в Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова. Знаменитая труппа отмечала свой 90-летний юбилей. И концентрация звезд на сцене и в зале буквально «зашкаливала».

Гостями вахтанговцев в этот вечер стали сплошь узнаваемые люди — деятели искусств, представители деловых кругов, руководители ведущих СМИ. Конечно, столица была уже хорошо осведомлена о том, что виновники торжества отказались от традиционного капустника и поздравительных речей, а вместо этого подготовили какой-то невероятный спектакль во славу своего театра, который придумал его худрук Римас Туминас. Назвали постановку «Пристанью», объединив в ней фрагменты из лучших произведений мировой литературы в исполнении корифеев вахтанговской труппы.

Открыл этот парад Вячеслав Шалевич, сыгравший на грани гротеска и трагедии брехтовского Галилея. На смену ему легкой походкой на сцену выпорхнула старейшина труппы — 95-летняя Галина Коновалова, перевоплотившаяся в «бывшую актрису императорского театра» из бунинского рассказа «Благосклонное участие». С потрясающим остроумием и виртуозностью исполнив свою роль, она заставила зал хохотать до слез, по праву заслужив шквал аплодисментов, которые моментально переадресовались следующему участнику спектакля — Василию Лановому. Красивый, статный, по- прежнему моложавый, он блистательно читал стихи Пушкина, завораживая зрителей своим проникновенным, нестареющим тембром.

А потом раздался еще один до боли знакомый голос. «Госпожа, Вы остановили поезд», — бросил реплику по тексту пьесы персонаж из «Визита старой дамы» Дюрренматта. И героиня тут же парировала: «Я всегда останавливаю поезда». Но на сей раз неповторимая Юлия Борисова остановила еще и само действо, вызвав оглушительную овацию.

Подобной реакцией публики сопровождались и выход Юрия Яковлева в бунинских «Темных аллеях», и появление Владимира Этуша в «Цене» Артура Миллера, и дуэтный номер Ирины Купченко и Евгения Князева из «Филумены Мартурано» Эдуардо де Филиппо, и игра в рулетку Людмилы Максаковой в «Игроке» Достоевского. Практически весь спектакль, который с антрактом продлился более четырех часов, прошел под аккомпанемент аплодисментов.

А в финале зал смолк. И не потому, что устал бить в ладоши. На сцене распустился огромный белый парус, который будто поплыл по волне нашей памяти, отражая на своем полотнище лики великих вахтанговцев, в разные годы покинувших наш мир и свой театр: Евгения Вахтангова, Цецилии Мансуровой, Николая Гриценко, Владимира Осенева, Рубена Симонова, Михаила Ульянова и многих-многих других. Под звуки «Miserere» Фаустаса Латенаса, мольбы о прощении и отпущении грехов, зрители тихонько поднялись со своих мест. И после небольшой паузы наградили Вахтанговский театр долго не смолкавшей овацией.

Расходиться не торопились. О только что увиденном говорили много и охотно.

«Очень мужественный и честный поступок, — поделился своим мнением с ИТАР-ТАСС худрук МХТ имени Чехова и «Табакерки» Олег Табаков. — Туминас — рисковый режиссер. И я испытываю особую признательность к нему и ко всему коллективу вахтанговцев. Они показали серьезный драматический спектакль, от которого у меня остались лирические ощущения».

Свою оценку увиденному дал и худрук популярного «Ленкома» Марк Захаров. По его словам, Вахтанговский театр — это огромный вклад в театральный процесс. «Мне очень хочется побывать на его 100-летии», — заметил он.

Вообще, худруков, режиссеров, артистов на празднике у вахтанговцев присутствовало превеликое множество. От «Сатиры» — были Александр Ширвиндт, Нина Архипова, Наталья Селезнева, Юрий Васильев, Театр Российской армии представлял Владимир Зельдин, «Московскую оперетту» — Владимир Тартаковский и Юрий Веденев, были Кама Гинкас и Роман Виктюк, из «Современника» — Марина Неелова, Игорь Кваша, Сергей Гармаш, Валентин Гафт. Словом, целая команда во главе с Галиной Волчек. Правда, ей пришлось изрядно поволноваться. В концу первого действия Валентин Гафт почувствовал себя нехорошо. Но в антракте подоспевшие врачи помогли актеру справиться с недомоганием. И он досмотрел спектакль. Однако Волчек не спускала глаз с любимого артиста и постаралась поскорее сопроводить его домой. «Что же касается творческого вечера вахтанговцев, то все было замечательно», — сказала ИТАР-ТАСС худрук «Современника».

Итог всевозможным откликам подвел министр культуры РФ Александр Авдеев. «Пронзительный спектакль, — признал он. — Всех люблю за гениальное мастерство и верность театру. Это — жемчужины нашей культуры».

А Римас Туминас, невероятно усталый и довольный, в свою очередь, заметил на прощание: «Я рад, что мы праздник себе сотворили, потому что Вахтанговский театр умел праздновать». И, развивая тему, добавил: «Проще было бы, конечно, разослать всем театрам приглашения. И, наверное, все бы пришли. Мы сидели бы на сцене в цветах и принимали поздравления, потом банкет — но разве это интересно, разве это соответствует нашей профессии?»

С таким комментарием трудно не согласиться. Но фуршет все же был. Не зря же еще Островский устами одного из своих персонажей говорил, что «место актера в буфете». Однако прежде был удивительный спектакль, который теперь включен в репертуар театра и будет идти весь юбилейный сезон.