Счастливое число «13»

Алена Карась, Российская газета от 15 ноября 2011

Число «13» стало для Театра им.
Евгения Вахтангова поистине счастливым. В 1913 году студенты молодого актера,
уже прославившегося как лучший педагог по «системе» Станиславского,
образовали «Студию Вахтангова». 13 сентября 1920 года они влились в
большую мхатовскую семью под именем Третьей студии МХТ. 13 ноября 1921 года —
день премьеры «Чуда святого Антония» Метерлинка — стал днем рождения
нового театра.

Смерть учителя (Вахтангов умер в 1922 году)
не остановила расцвет нового театрального движения. Трагическое соединилось с
праздничным, а «Принцесса Турандот», которую в голодной Москве ставил
умирающий художник, стала символом тех парадоксов, которые закрепились в
культурном сознании под нестрогим, но всеми ощутимым понятием
«вахтанговское». Прикоснуться к энергии этих парадоксальных
совмещений попытался нынешний художественный руководитель театра Римас Туминас
вместе с режиссерами Анатолием Дзиваевым, Владимиром Ереминым, Владимиром
Ивановым и Алексеем Кузнецовым.

Они сочинили «Пристань» как
подарок для великолепных актеров вахтанговской сцены. Туминас придумал жанр и
форму — поминальная месса. Нынешние мастера играют роли, сыгранные когда-то их
великими предшественниками или так и не сыгранные до сих пор на этой сцене,
роли, о которых они мечтали или специально придумали для юбилейного
представления. Знаменитый хорал «Miserere» («Помилуй меня,
Господи!») Фаустаса Латенаса заполняет собой сцену. Благодаря этим звукам
и строгим «аккордам» храмовых стен и лавок (художник Адомас Яцовскис)
сцена становится пространством храма, в котором голоса живущих сливаются с
душами ушедших.

Первые торжественные «раскаты»
«Жизни Галилея» Брехта в исполнении Вячеслава Шалевича, казалось,
грозили дать всему вечеру непоправимо серьезный оборот. Но вот — легкий поворот
винта, и на смену ему — бравурно и саркастически — вступает рассказ Ивана
Бунина «Благосклонное участие», где стареющая певица готовится к
благотворительному вечеру гимназистов и едва не умирает от волнения. Юмор,
изящество, виртуозность и самоирония — эти свойства знаменитой вахтанговской
школы Галина Коновалова продемонстрировала с неподражаемой легкостью. А ведь
особый голос этой актрисы, которая старше самого театра, впервые расслышал и
заставил зазвучать Римас Туминас.

«Гимназисты» уносят ее на руках. И
так же — на руках — потом будут нести великую Юлию Борисову (грандиозно — на
грани гротеска и высокой мелодрамы — сыгравшую «Визит дамы»
Дюрренматта), Василия Ланового, читающего Пушкина, Людмилу Максакову, сыгравшую
еще одну Графиню в своей жизни — на этот раз из «Игрока»
Достоевского.

Шквал оваций провожал их всех, но, кажется,
лишь однажды зал (а это — буквально вся театрально-кинематографическая Москва
от Валентина Гафта до Никиты Михалкова) не выдержал и разразился аплодисментами
прямо на выходе актера. Юрий Яковлев элегантно и тихо вышел в рассказе Ивана
Бунина «Темные аллеи», и первые его слова зазвучали так невыразимо
просто и совершенно, что сжалось сердце. Красота внезапной встречи с женщиной,
которую он любил, чувство безвозвратности, холодная ясность старости, хрупкость
счастья — все было сыграно с такой тихой, пронзительной простотой, что никакие
котурны, никакие знаки театральной славы здесь бы не прошли.

Но праздник театральности — щемящий и
дерзкий — продолжился. Владимир Этуш сыграл оценщика Соломона в пьесе Артура
Миллера «Цена». Точная, рассчитанная как музыкальный пассаж, мелодия
еврейской речи, феноменальный юмор Экклезиаста, соединяющий любовь к жизни и
щемящее чувство ухода, — все это было сыграно Этушем за несколько минут
сценической жизни.

Звучит
взволнованное «Miserere», молитва обо всех живых и мертвых, и на
огромном шелковом полотнище, бьющемся как парус на ветру, всплывают лица: лики
рыцарей и мучеников театра. Мансурова, Орочко, Гриценко, Симонов, Ульянов. И
первый — Вахтангов. Плач по театру, которого уже никогда не будет, шелест
времени, уносящего лица и голоса, праздник театра, пребывающий в актерах,
радость и надежды на новые роли сошлись на «Пристани», чтобы собрать
силы для нового плаванья.