Вечно живой (интервью Евгения Князева)

Профиль от 21 ноября 2011

Театр им. Вахтангова отметил свое 90-летие спектаклем-бенефисом, в котором заняты все его звезды.

Я окончил Щукинское училище при Театре имени Вахтангова и был безмерно счастлив, когда меня пригласили в театр. Во все времена для студента «Щуки» было большой честью получить приглашение в Вахтанговский. Может быть, конечно, кто-то из нынешних студентов мечтает о другой карьере в профессии, но я ничего лучшего для себя не мог и представить.

Однако жизнь моя в Театре имени Вахтангова началась с провала. Я впервые отправился с театром на гастроли, где меня срочно ввели на роль Вельзевула в спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского. На репетиции мне показали, где надо будет выйти и что сказать. Я должен был стукнуть палкой и произнести: «Черти мои верноподданные!» Перед спектаклем на гриме мне намазали лицо черным и прикрепили рога. Я увидел себя в зеркале и испугался. Меня вытолкнули на сцену, и я понял, что не помню ни одного слова из своей роли. Это был такой ужас, что я собирался ночью бежать из гостиницы куда глаза глядят. Однако Евгений Рубенович Симонов, руководитель Вахтанговского театра и мой учитель, решил дать мне еще один шанс и оставил в театре.

Я благодарен театру Вахтангова за то, что я когда-то в него поступил, и я остался верен этому театру — работаю в нем уже тридцать лет. За это время сыграно немало ролей, и я надеюсь, что еще много ролей впереди, потому что сейчас, в свой юбилейный год, театр пребывает в здоровом расположении духа и прекрасном моральном, финансовом и административно-хозяйственном (это я о недавно проведенном ремонте нашего здания) состоянии.  Приятно приходить в театр, который живет полноценной жизнью. Дописывая эту строку, я стучу по дереву, потому что это и моя жизнь.

Наш юбилей — 13 ноября 2011 года Театру имени Вахтангова исполнилось 90 лет — еще больше объединил труппу. Дирекция устроила нам общий праздник, на который пришли все — и актеры, и цеха, и все испытывали гордость за свой театр, и не было тех, кто отказался бы участвовать в общем празднике. Еще раз хочу подчеркнуть, что это театр живой и даже, я бы сказал, молодой, несмотря на то, что ему уже 90.  А если говорить языком цифр, на сегодняшний день наш театр является самым посещаемым в Москве. У нас фактически все спектакли идут при полных залах, при аншлаге. Мне как актеру это радостно — потому что, когда зал полон, это совсем другое ощущение, его невозможно испытать, если зрителей всего несколько человек.  Последние десять дней перед выпуском спектакля «Пристань», которым театр отмечает свой юбилей, в театре были все — даже те, кто в нем не занят.

Это яркий спектакль в двух действиях по мотивам произведений гениев мировой литературы — Бертольта Брехта, Ивана Бунина, Федора Достоевского, Фридриха Дюрренматта, Артура Миллера, Александра Пушкина, Эдуардо де Филиппо, Уильяма Шекспира. Этот спектакль-бенефис соединяет молодых артистов с нашими корифеями — Владимиром Этушем, Василием Лановым, Владимиром Симоновым, Ириной Купченко, Юрием Яковлевым, которые сейчас не так часто выходят на сцену, но для «Пристани» они сделали новые роли.

Что есть юбилей? Это пристань, к которой причаливает театральный корабль. Он бороздит моря событий и океаны впечатлений уже 90 лет, и вот — остановка, актеры спускаются на берег и обращаются к зрителям. У каждого — своя тема, своя исповедь. А потом они снова поднимаются на корабль, который отправляется в путь, подняв паруса, а на парусах — все те, кто составлял славу театра: от его создателя Евгения Богратионовича Вахтангова до Евгения Рубеновича Симонова. Театр создавали его учителя, а он был нашим учителем. Мы все — ученики учеников Вахтангова.

Это месса для молодых, продолжающих дело корифеев. Это месса для всех прихожан- зрителей. Это подношение театра — будущему. Театр Вахтангова — это завоеванные сердца миллионов зрителей России, Парижа, Лондона, Вены, Венеции, Афин, Стокгольма, Праги, Варшавы, Берлина, Будапешта, Мадрида и многих других зарубежных городов.

«Нет праздника — нет спектакля», — говорил Вахтангов. Девиз, вынесенный в заголовок его знаменитой статьи «С художника спросится!», стал определяющим для всей творческой жизни Театра имени Вахтангова. Поскольку при театре есть свое училище, в котором преподают актеры нашего театра, вахтанговская традиция никогда не прерывалась. Наш театр — пример верности традициям, и для нас было очень важно, что новый руководитель театра Римас Туминас поддерживает эти традиции.