В Вахтанговском – своя «Пристань»

Ирина Шведова, Московская правда от 25 ноября 2011

Свое  90-летие Театр им Евг. Вахтангова отметил спектаклем «Пристань» по мотивам произведений Брехта, Бунина, Достоевского, Дюрренматта, А. Миллера, Пушкина, Э. де Филиппо.

Своеобразное обозрение с бенефисами старейших актеров театра, с которыми «партнерствует» юная поросль.   Не говоря уже о том, какое наслаждение испытывают зрители, какой же ценный урок преподнес молодежи талантливый режиссер и очень мудрый человек Римас Туминас! Захватив общим делом, он сумел примирить непримиримых, обеспечить новой работой всегда жадных до нее мастеров, объединить всех под парусом вахтанговских традиций. Белый парус с ликами основоположников  в финале объял все пространство сцены, прикрывая собой артистов и «выплескиваясь» в зрительный зал под проникновенную музыку «Мизерере» Фаустаса Латенаса. В зал, трепещущий от аплодисментов благодарности за доставленное счастье лицезреть театр в его, так сказать, высшем проявлении.

Задолго до этого события Римас Туминас говорил, что «Пристань» — не традиционная акция к юбилею, а скорее потребность воздать должное актерам, посвятившим всю свою творческую жизнь одному театру — Вахтанговскому. Их служение составило его историю и славу». Все, что было задумано – удалось. Юбилейный спектакль стал своеобразным и мощным аккордом в той сложной и кропотливой работе, которую проделал театр за последние сезоны. Актеры разных возрастов, дарований, амплуа стали единой командой. И корифеи — легендарные лицедеи, и уже прославившие славные подмостки актеры среднего поколения и главное – молодежь. В «Пристани» есть момент, когда на сцену под стихи Пушкина в блистательном исполнении Василия Ланового выходит вся труппа. Пожалуй, лучшая труппа современного российского театра!

Задник со знакомыми колоннами и сцена, представляющая некий большой зал ожидания со скамейками, похожими на те, что стоят в католических храмах – здесь происходят события семи маленьких спектаклей. Вячеслав Шалевич сыграл драму Галилея, покоривверным попаданием в образ брехтовского героя.

А как хорош и точен в образе бунинского героя из «Темных аллей» патриарх Вахтанговского театра Юрий Яковлев в дуэте с Лидией Вележевой! Его «уход» в глубь сцене долго не забудется.

Настоящий фурор произвел бенефис Галины Коноваловой, этого «Зельдина в юбке». Она любит, смеясь, говорить, что намного старше родного театра, и не скрывает, что «стукнуло» ей 95. Фантастика: актриса из каждого своего выхода делает спектакль в спектакле, если вспомнить хотя бы ее няньку Марину из «Дяди Вани». В рассказе Бунина «Благосклонное участие» актрису императорских театров на пенсии пригласили выступить на благотворительном концерте. И что же Галина Коновалова творит, сначала собираясь не этот концерт, а потом и покоряя всех «волшебной силой искусства». Это действительно настоящее искусство: глаз невозможно оторвать от актрисы, которая буквально на глазах молодеет лет на 70, «зажигая» всю компанию.

Затем на сцене появляется парочка из «Визита дамы». Царицу Вахтанговской сцены Юлию Борисову – Клару Цаханассьян  под ручку ведет седьмой-восьмой муж — Василий Симонов. Ударный эпизод, когда Клара буквально изничтожает своего обидчика, а новый муж демонстрирует свои прелести и таланты. Вот она вахтанговская школа!

В культовой для Вахтанговского «Филумене Мартурано» Эдуардо де Филиппо блистает еще одна великолепная актерская пара – Ирина Купченко и Евгений Князев. К ним можно присоединить и «вкусно» играющую Розалию Ольгу Чиповскую, и сыновей – Артура Иванова, Дмитрия Соломыкина, Валерия Ушакова. Почему бы эту пьесу не поставить снова? Чудо как хороша! И есть кому играть.

Бесподобен в роли антиквара в «Цене» А. Миллера еще один старейшина Вахтанговского Владимир Этуш. Его игра – тонкая вязь импровизации и лицедейства.

Бравурный финал с темпераметной Людмилой Максаковой в роли Бабуленьки из «Игрока» Достоевского стал поистине кульминацией в этом значительном по масштабу и содержательному наполнению действе. Великолепно поставлен эпизод с игрой в рулетку, в котором огромное значение имеет пластическая и музыкальная составляющие. Молодые Артур Иванов (генерал), Дмитрий Соломыкин (Алексей Иванович), Александр Солдаткин, остро и очень смешно сыгравший французика, и Валерия Ушакова, которому выпала участь быть фишкой, — были достойными партнерами грандиозной Людмилы Максаковой. Ее хоть и вывозят на инвалидной коляске, но прыти, с какой она ударилась в игру – могли бы многие позавидовать. Истинно русский характер сыграла эта превосходная актриса. Проставилась в пух? Так вместо деревянной церкви буду каменную строить!