«Пристань» Туминаса
Первый иностранец, возглавивший академический российский театр, отмечает 60-летие. Но более антиюбилейного человека в Москве, чем Римас Туминас, найти сложно.
В самом деле, вот уж кому меньше всего подходит пафосное «юбилей», «дата», «признание» — это ему. Никогда не подчеркивает свой статус и не упивается им, не выдерживает дистанцию… Да он даже на гастроли и международные фестивали летает в эконом-классе. Что это? Запредельная скромность или комплексы? Ни то, ни другое — просто норма существования цивилизованного человека. Просто он художник. Много курит, мучается, когда не получается, когда хочет быть услышанным артистами, которые хотят слышать только себя.
Римас в Вахтанговский не въехал на коне: 5 лет назад труппа встретила иностранца (хотя и воспитанника русской театральной школы) настороженно (и это еще мягко сказано), а спустя какое-то время устроила холодный душ по-нашему, по-театральному. Перед художником встал вопрос: уйти или не уйти? А некоторые очень хотели «уйти» Туминаса. Сейчас о той истории в театре вспоминать не любят, предпочитая перечислять заслуги мастера. За пять лет его пребывания в столичном театре они впечатляющие: Туминас сделал с вахтанговцами семь спектаклей, обозначил координаты художественного поиска и вектор движения театра. Выбрал правильного директора, и вместе они поправили экономическое положение артистов: зарплаты с 23 выросли до 60 тысяч.
А его последний спектакль «Пристань», сделанный к 90-летию Вахтанговского… Он войдет в историю русского театра прежде всего тем, что впервые на сцене христианские понятия «благодарность» и «память» были замешены не на фальшивых эмоциях, а на грустной и оттого красивой правде. Уважение к человеку, к личности, как категория в менталитете современного российского общества на всех уровнях до сих пор остается не более чем теорией. Может, «Пристань» Туминаса что-то поправит.
«МК» поздравляет Римаса с очередным днем рождения, мы желаем ему сохранить себя и свои ясные ценности в непростое время российской жизни.