Римас Туминас: «Моему Евгению Онегину будет около пятидесяти»
Художественному руководителю театра им. Вахтангова и лауреату множества театральных премий Римасу Туминасу 20 января исполняется 60 лет. Ну а сам режиссер сказал нам по секрету, что эта цифра несколько преувеличена.
— Было послевоенное время, неразбериха с документами. Кто-то прибавлял себе годы, чтобы устроиться на работу, — так объяснил путаницу с паспортными данными Римас. — Мой отец сначала выправил себе документы, а потом — своим сыновьям. Нас у родителей было трое. И я с 14 лет работал мотористом-механиком передвижной киноустановки. Загружал в повозку камеру и пленки и ездил по литовским хуторам — показывал фильмы. Надо сказать, эта работа была очень уважаемой, и ко мне, несмотря на юный возраст, относились по-взрослому. Поэтому фактически мне сегодня 57, а по документам — на три года старше.
— Я слышала, что ваша мама из семьи староверов, возможно, от нее вы унаследовали стоический характер.
— Не уверен, что у меня очень упертый и сильно стоический характер. Мамины предки-староверы переехали в Литву 300 лет назад, и за это время там столько всего поменялось, и столько межнациональных браков совершилось. Мама приняла католичество. По профессии она была швеей. Но не просто белошвейкой, а настоящим художником-модельером, которая обладала великолепным вкусом и могла клиентам подсказать фасон, что им подходит, а что на их фигуре сидит нелепо. Я помню с детства эти примерки-переодевания — тоже был своего рода театр.
— Когда вы возглавили театр им. Вахтангова, труппа не сразу вас приняла. Кто-то писал письма в вашу защиту, другие же, наоборот, кляузничали. Вас это не сломило, но, думаю, огорчало?
— Я философски смотрю на жизнь и всегда готов к любому уходу…. Были мысли вернуться к себе на хутор в Литву. Там для меня все родное и близкое, а здесь, думал, я чужой. Что меня удержало в театре? Обида за актеров, которые получали за свою работу копейки. Почему у знаменитых, народных такие маленькие зарплаты? Чтобы решить эту проблему, пришлось уволить администрацию.
Что сказать об отношениях с актерами? Если артистами заниматься, работать с ними, уделять им внимание, они будут твоими единомышленниками. Я всегда — на стороне актеров.
— Минувшей осенью к юбилею театра Вахтангова вышел великолепный спектакль-бенефис «Пристань» в вашей постановке. Что стоит в ваших планах?
— В этом сезоне начну работу над «Евгением Онегиным». Эту историю надо рассказать по-детски наивно и просто. Не выдавая интригу будущей постановки, скажу, что в ней заняты довольно взрослые актеры. Евгению будет не 26 и не 30 лет, а в районе пятидесяти. А вот Татьяна останется юной птичкой, которая прыгает вокруг него.
— Помню, на вручении премии Хрустальная Турандот, где ваш «Дядя Ваня» получил премию за лучший спектакль, Вы едва не опоздали на церемонию — были в это время у себя на хуторе в Литве, где занимались очень важным делом. Нужно было заготовить дубовые веники…
— Это действительно очень важно! Наш хутор недалеко от Вильнюса, в районе Тракая. Это озерный край, дубовые рощи, холмы. К сожалению, я редко туда выбираюсь. А когда выбираюсь, всегда находятся дела: то колодец отремонтировать, то баньку смастерить. Десяти дней хватает, чтобы все привести в порядок. А потом приходится уезжать. Не хвастаюсь, но я могу своими руками и дом построить, и сделать камин. Одно время мастерил мебель. Когда были тяжелые времена, думал, уйду из режиссуры, буду краснодеревщиком. Но сегодня такая конкуренция, что мою мебель едва ли будут покупать. Скажут, грубоватая она какая-то.