И корабль плывет…
«Пристань» (Спектакль по мотивам произведений Б. Брехта, И. Бунина, Ф. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. Пушкина, Э. Де Филиппо, У. Шекспира).Академический театр им. Евг. Вахтангова. Идея и постановка Римас Туминас. Режиссерская группа Анатолий Дзиваев, Владимир Еремин, Владимир Иванов, Алексей Кузнецов. Сценограф Адомас Яцовскис.
Вечером 13 ноября на Арбат стремился весь театральный мир — Вахтанговский театр праздновал 90-летие.
1921 год, когда открылся театр Евгения Вахтангова, кажется от нас безумно далеким, но когда на площадку выходят корифеи прославленной сцены — понимаешь, что они сами и есть настоящая живая связь с тем безвозвратно ушедшим временем, знакомым по учебникам истории театра. Например, 89 лет Владимиру Этушу (его герой в спектакле, Грегори Соломон из миллеровской «Цены», глядя в зал, значительно сообщает: «Мне почти 90… Почти!»), а Галине Коноваловой — 95, она даже старше театра, в котором проработала всю жизнь! И к тому, что эти люди творят на сцене, нельзя отнестись лишь с вежливым почтением: они показывают такой класс игры, демонстрируют такую актерскую форму, что испытываешь ни много, ни мало — восторг.
Юбилейный вечер театра — набивший оскомину жанр. Или торжественное мероприятие, или бодрый капустник — что тут, казалось бы, можно еще сочинить?.. Редко-редко возникает творческая идея, и тогда действо, которому суждено жить лишь один день, хоть немного радует зрителей. Но Римас Туминас решительно изменил традицию. Он задумал и поставил к юбилею театра не вечер, а полноценный репертуарный спектакль, в котором занято полсотни артистов и в бенефисных ролях блистают главные мастера Вахтанговской сцены. День рожденья театра стал праздником и для публики, которая увидела всех своих любимцев сразу, и для самих актеров, ведь для них главное — играть. Юбилей им лучше всего встречать именно на сцене, в работе! Найти роль для «возрастных» артистов, как известно, задача непростая… Туминас и его режиссерская группа с этим справились.
«Пристань» — монументальная композиция, состоящая из отрывков, можно сказать — из небольших спектаклей. Произведения, естественно, подбирались для солистов (Борисовой, Яковлева, Ланового, Максаковой, Купченко, Князева, Маковецкого, Шалевича…), но при всей кажущейся пестроте названий, разноприродности авторов спектакль получился внутренне цельным, он спаян общим настроением, скреплен важнейшими темами.
Римас Туминас выстроил храм Вахтанговского театра (и сценография Адомаса Яцовскиса напоминает внутреннее пространство собора — колонны, скамьи для молящихся, светлый проем в глубине — как алтарь), исполнил мессу — торжественную, скорбную и возвышенную. «Пристань» — это прощание. Прощание с любимым и прекрасным. В финале звучит просветленная молитва «Miserere» (все помнят эту музыку Фаустаса Латенаса по спектаклю Някрошюса «Макбет»), и на раздувающийся белоснежный парус проецируются фотографии, лица великих артистов и режиссеров — от Евгения Вахтангова, Цецилии Мансуровой, Рубена Симонова и Михаила Астаногова до Михаила Ульянова. Так уплывает в историю театральный корабль, покидая пристань сегодняшнего дня… Но вот парус, как занавес, опускается на планшет, и за ним выстраивается вся труппа, вся команда корабля, который идет и идет своим курсом.
Этот высокий строй чувств, строгое и серьезное, молитвенное настроение, пронизывающее спектакль, однако, вовсе не отменяет радости игры. Актеры с упоением отдаются стихии балагана, веселятся сами и веселят зрителей. С удовольствием шутят на темы, на которые вроде бы острить «не принято». Туминас в этом тоже остается верен себе и в то же время — не идет на поводу у стереотипов: в праздничный вечер он не боится говорить о печальном, о старости и смерти, причем делает это свободно, легко, с мудрой улыбкой. Феерический успех выпадает на долю Галины Коноваловой, старейшины вахтанговской сцены, сыгравшей «бывшую артистку императорских театров» из бунинского «Благосклонного участия» (в интервью Марине Тимашевой актриса рассказала, что Павел Любимцев посоветовал ей обратить внимание на этот язвительный, смешной и горький рассказ).
Коновалова играет потрясающе, держится на сцене великолепно, а как она говорит… Совершенство старой школы сценической речи во всем блеске! (Причем, ничего старомодного в ее манере произнесения текста нет, это живая яркая речь.) В старухе-певице, которую пригласили участвовать в благотворительном концерте «в пользу недостаточных учеников», воплощен трагикомизм профессии и судьбы: героиня смешна и нелепа в своем тщеславии и неиссякающем стремлении быть сцене, но в то же время как же трогательна, как обаятельна! Галина Коновалова произносит весь текст с удивительным чувством стиля лавируя между иронией и сочувствием, а ее молодые партнеры играют всех возникающих по ходу дела персонажей — как в немой фильме, выразительно и забавно. Сценка завешается триумфом актрисы — роскошно нарядившаяся героиня рассказа отправляется петь, а изрядно посмеявшуюся над ней (с помощью текста Бунина и собственного бесстрашного юмора) Коновалову на руках под шквал аплодисментов уносят за кулисы…
Аплодисменты звучат весь вечер, и вполне заслуженно. Хлопают появлению знаменитых «первых сюжетов» вахтанговской сцены, хлопают потом их невероятным сценическим «антре». Здесь не скрывают сам момент «играния роли», демонстрируют мастерство, умение подать реплику, сделать изящное па, снять и вновь надеть маску персонажа. Ну разве можно не аплодировать грустным шуткам бывшего акробата Грегори Соломона — Владимира Этуша, пришедшего оценить и купить старинную мебель, но сделавшего из этой будничной операции целую сцену, театральный шедевр?.. Можно не аплодировать черному юмору Клары Цаханассьян, которая сообщает своему постаревшему любовнику, что нога, которую он с запоздалым эротизмом поглаживает, — это отлично сделанный протез?! И, надо сказать, сквозь элегантный полупрозрачный кружевной подол платья действительно видны стройные точеные ножки… отлично сделанные Господом Богом! (Отдельная благодарность художнику Максиму Обрезкову, сочинившему роскошные фантазийные туалеты, остроумные костюмы всей полусотне артистов.) Восхитительная Юлия Борисова делает из своей героини («Визит старой дамы») такое привлекательное чудовище, что даже не знаешь, чего в ней больше — ужасного или прелестного. Разве можно не аплодировать неистовой Бабуленьке из «Игрока», врывающейся на сцену, как вихрь, стремительно вкатывающейся в кресле-каталке, с торчащим из черной папахи пером! Людмила Максакова играет героиню Достоевского как человека Игры, готового абсолютно на все в этом всепоглощающем азарте. И тема игры — исконная тема вахтанговского театра — пронизывает спектакль, бликуя самыми разными оттенками.
Мощно и трагично звучащий Пушкин в исполнении Василия Ланового оказывается необходимым сквозным сюжетом спекталя. Поэтическое слово, высоко парящее над бытовым и жизнеподобным театром, утверждает право романтического театра на любовь зрителей. Тонкий Юрий Яковлев в грустной роли из «Темных аллей», обаятельный Вячеслав Шалевич в брехтовском Галилее, почти цирковой дуэт Ирины Купченко и Евгения Князева в отрывке из «Филумены Мартурано»… А ведь еще в этот вечер не была сыграна самая знаменитая в мировой драматургии сцена обольщения, и мы не увидели Сергея Маковецкого в роли Ричарда, соблазняющего леди Анну! (На сайте театра предупреждают, что не все сцены идут каждый раз, их порядок и количество могут варьироваться.) Спектакль длился почти четыре часа, и впечатлений было так много, что еще одна — и, вероятно, блистательно сыгранная — миниатюра уже могла довести зрителей до пароксизма.
Почти в каждом миниспектакле солистов окружает ансамбль, иногда — в «Игроке», «Филумене», «Визите старой дамы» — очень многонаселенный. И нельзя не поразиться тому, как серьезно проработаны второстепенные персонажи, как остро они решены, какова степень самоотдачи талантливых актеров вахтанговской труппы! Режиссура «Пристани» серьезно потрудилась над всеми элементами зрелища, сделала его стильным, гармоничным, впечатляющим, и демонстрация возможностей актерского коллектива — тоже одна из режиссерских заслуг.
В такие вечера нельзя не любить театр…