Вахтанговская актриса Марина Есипенко
Марина Есипенко — подлинно вахтанговская актриса. Изысканная, красивая, аристократично благородная, музыкально легкая, летяще-свободная,
невероятно стройная и звонкая, амплуа которой, как у всех настоящих вахтанговцев, определить невозможно.
Девочка из города Омска, игравшая в театральной студии Питера Пэна, приехала в Москву, с первого раза поступила в Щукинское училище на курс Евгения Симонова и стала ведущей актрисой Вахтанговского театра. Ученица Евгения Симонова и Марии Пантелеевой, она начинала с Оли в ‘Кабанчике’ Виктора Розова, любящей самоотверженно и жертвенно обреченного судьбой мальчишку, с Абигайль в ‘Стакане воды’ Скриба, в которой, в отличие от других исполнительниц, у Есипенко не было ‘хитроумной влюбленной’, а была юность и чистота, пленительность первой любви, за которую девочка-придворная вынуждена сражаться.
Дальше последовали взрослые и все более сложные работы. Ей отдал роль Принцессы Турандот режиссер-вахтанговец Гарри Черняховский
в новой, собственной редакции пьесы Гоцци, легендарной для вахтанговцев. Повторы опасны сравнениями, соревнованием с легендой. Тем
не менее, и в сказочной Принцессе Есипенко сумела сыграть свое: упоение молодостью и жизнью; пробуждение жестокой красавицы к добру и любви. Великолепно звучал богатый модуляциями голос. И не случайно ослепительная, новая Турандот стала на многие годы ведущей в церемонии
вручения престижной театральной премии’Хрустальная Турандот’.
Из четырех спектаклей Петра Фоменко на вахтанговской сцене Есипенко играла в трех. В драме Ф. Горенштейна’Государь ты наш, батюшка…’ — известную в истории петровского времени Марию Даниловну Гамильтон, возлюбленную царя, им же и казненную. Товарку и соперницу Кручининой — веселую и грешную Таису Шелавину — в ‘Без вины виноватых’. Лизу — в пушкинской ‘Пиковой даме’. Встреча с Фоменко, как и для многих других вахтанговских артистов, оказалась судьбоносной. Выдающийся режиссер поворачивал гранями, пробовал и открывал возможности этого богатого и разнообразного дарования.
В кино и на телевидении Марина снималась не много. Всегда делала выбор в пользу театра. В телеверсии горьковских ‘Последних’ она сыграла трагическую роль горбуньи Любы Коломийцевой. В ‘Последней любви Маяковского’ — с точностью и проникновением создала образ блестящей красавицы — актрисы 30-х годов, несчастливой, талантливой, нежной Вероники Полонской. Недавно Марина снялась в новых телевизионных фильмах: ‘Усадьба’ Л. Квинихидзе, ‘Дзисай’ Д. Томашпольского,’Александровский сад’ А Пиманова и О. Ряскова и в роли Амалии в эпизоде популярного телесериала ‘Моя прекрасная няня’.
Но творческая ее репутация и известность — чисто театральные. Ее знают и любят, на ее спектакли неизменно ходят зрители — поклонники
вахтанговского стиля. Ее часто хвалит критика, наблюдая за развитием этой непростой и нелегкой судьбы. Она стала лауреатом премии ‘Золотая
Лира’ и ‘Гвоздь сезона’ (2004 г.) Но Марина Есипенко высоко ценима и в своем театре сверстниками и корифеями, что дорогого стоит и куда
труднее дается, чем признание внешнее. Марина Есипенко живет в профессии серьезно и чисто. Потому она чудесно сохранила силы
и сохранила себя. Не остановилась, а восходит и обещает впереди многое…