Марина Есипенко

Persona.rin.ru от 1 февраля 2000

Марина Есипенко — подлинно вахтанговская актриса. Изысканная, красивая,
аристократично благородная, музыкально легкая, летяще-свободная,
невероятно стройная и звонкая, амплуа которой, как у всех настоящих
вахтанговцев, определить невозможно. Девочка из города Омска,
игравшая в театральной студии Питера Пэна, приехала в Москву, с первого
раза поступила в Щукинское училище на курс Евгения Симонова и стала
ведущей актрисой Вахтанговского театра. Ученица Евгения Симонова и Марии
Пантелеевой, она начинала с Оли в ‘Кабанчике’ Виктора Розова, любящей
самоотверженно и жертвенно обреченного судьбой мальчишку, с Абигайль
в ‘Стакане воды’ Скриба, в которой, в отличие от других исполнительниц,
у Есипенко не было’хитроумной влюбленной’, а была юность и чистота,
пленительность первой любви, за которую девочка-придворная вынуждена
сражаться. Дальше последовали взрослые и все более сложные работы.
Ей отдал роль Принцессы Турандот режиссер-вахтанговец Гарри Черняховский
в новой, собственной редакции пьесы Гоцци, легендарной для
вахтанговцев. Повторы опасны сравнениями, соревнованием с легендой. Тем
не менее, и в сказочной Принцессе Есипенко сумела сыграть свое: упоение
молодостью и жизнью; пробуждение жестокой красавицы к добру и любви.
Великолепно звучал богатый модуляциями голос. И не случайно
ослепительная, новая Турандот стала на многие годы ведущей в церемонии
вручения престижной театральной премии’Хрустальная Турандот’. Из
четырех спектаклей Петра Фоменко на вахтанговской сцене Есипенко играла
в трех. В драме Ф. Горенштейна’Государь ты наш, батюшка…’ — известную
в истории петровского времени Марию Даниловну Гамильтон, возлюбленную
царя, им же и казненную. Товарку и соперницу Кручининой — веселую
и грешную Таису Шелавину — в ‘Без вины виноватых’. Лизу —
в пушкинской’Пиковой даме’. Встреча с Фоменко, как и для многих
других вахтанговских артистов, оказалась судьбоносной. Выдающийся
режиссер поворачивал гранями, пробовал и открывал возможности этого
богатого и разнообразного дарования.  В кино и на телевидении Марина
снималась не много. Всегда делала выбор в пользу театра. В телеверсии
горьковских’Последних’ она сыграла трагическую роль горбуньи Любы
Коломийцевой. В ‘Последней любви Маяковского’ — с точностью
и проникновением создала образ блестящей красавицы — актрисы 30-х годов,
несчастливой, талантливой, нежной Вероники Полонской. Недавно Марина
снялась в новых телевизионных фильмах:’Усадьба’ Л. Квинихидзе,’Дзисай’
Д. Томашпольского,’Александровский сад’ А Пиманова и О. Ряскова и в роли
Амалии в эпизоде популярного телесериала’Моя прекрасная няня’
Но творческая ее репутация и известность — чисто театральные. Ее знают
и любят, на ее спектакли неизменно ходят зрители — поклонники
вахтанговского стиля. Ее часто хвалит критика, наблюдая за развитием
этой непростой и нелегкой судьбы. Она стала лауреатом премии’Золотая
Лира’ и ‘Гвоздь сезона’ (2004 г.) Но Марина Есипенко высоко ценима
и в своем театре сверстниками и корифеями, что дорогого стоит и куда
труднее дается, чем признание внешнее. Марина Есипенко живет
в профессии серьезно и чисто. Потому она чудесно сохранила силы
и сохранила себя. Не остановилась, а восходит и обещает впереди многое…