Вперед, к 100-летию!

Борис Поюровский, Москвичка от 22 ноября 2011

«Визит дамы»
Сцена из спектакля

Театры, как известно, время от времени устраивают юбилеи. До сих пор такие праздники проводились двумя способами. Первый, самый простой, — выпуск премьеры. Другой проходил в виде торжественного собрания: труппу рассаживали на сцене по ранжиру, согласно табелю о рангах, а затем зачитывались телеграммы и адреса, преподносились цветы, а главное, оглашались указы о присвоении почетных званий и награждении орденами.

Театр имени Евгения Вахтангова на днях отметил свое 90-летие. Впервые я попал на его юбилей в 1961 году и с тех пор не забывал, что 13 ноября — его день рождения. Правила игры раз от раза менялись, но только в пределах двух вариантов, о которых я рассказал выше. Новый руководитель Римас Туминас решил опробовать новый подход. Он предложил актерам старшего поколения выбрать несыгранные прежде роли, с тем чтобы предстать в небольших фрагментах, разумеется, с учетом нынешних возможностей каждого. Каюсь, я отнесся к этой затее скептически: как можно в профессиональном академическом театре устраивать вечер творческих замыслов? Мало ли кому что придет в голову, а вдруг все захотят сыграть Чацкого или Джульетту и без учета всех обстоятельств…
Но опасения мои оказались напрасными: никто из аксакалов и не думал насиловать природу. Мало того, выяснилось, что многие авторы давно ждали этой встречи с талантливыми вахтанговцами. И надо было случиться юбилею, чтобы эта счастливая встреча состоялась. Мы увидели вместо кадров кинохроники живых кумиров, столько раз даривших нам незабываемые минуты радости! А так как в отрывках оказались заняты их партнеры разного возраста, перед нами открылся живой театр, преисполненный творческих планов талантливых людей, которым может позавидовать любая сцена.

Мало того, «Пристань» — так театр озаглавил юбилейное представление — подала убедительный мощный голос в пользу репертуарного театра. В нем надо уметь служить терпеливо и долго, как это сделала старейшая актриса Галина Коновалова, недавно отметившая свое 95-летие. И вот теперь пробил ее звездный час: за свое долготерпение она была сторицей вознаграждена ролью пожилой актрисы императорского театра в новелле Бунина «Благосклонное участие». С какою легкостью, а главное, самоиронией ведет она повествование, как лихо взаимодействует с партнерами, у которых нет ни одного слова — только мимика и жесты!
Впрочем, свой кусок пирога, о котором можно лишь мечтать, достался здесь каждому. И Вячеславу Шалевичу — Брехтовскому мудрецу Галилеею, и Людмиле Максаковой — одержимой графине Тарасевичевой из «Игрока» Достоевского, и Юлии Борисовой — Кларе, вовсе не от жестокости, а исключительно из любви к Иллу, когда-то продавшему ее, жаждет она наказания. Верному другу Александра Пушкина Василию Лановому, Ирине Купченко — Филумене, Евгению Князеву — Доменико, героям Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», очень значимого для истории этого театра. Мы увидели Юрия Яковлева в образе Николая Алексеевича, в которого столько лет влюблена не только героиня бунинского рассказа «Темные аллеи» Надежда в исполнении Лидии Вележевой, но и миллионы зрителей, никогда не переступавших порог вахтанговского театра. Владимир Этуш исполнил Грегори Соломона, торговца мебелью, страдающего от одиночества и стремящегося к общению.
Но достоинства «Пристани» отнюдь не ограничиваются возможностью новой встречи с любимыми артистами. Прелесть спектакля состоит в том, что рядом с бенефициантами, на равных с ними оказались актеры разных поколений, говорящие на одном языке…

Представление окончилось, овации. И вдруг откуда-то из глубины сцены на нас понеслось, как парус, белое шелковое полотнище, а там, сменяя друг друга, появились портреты Вахтангова, Симонова, Захавы, Мансуровой, Астангова, Целиковской, Пашковых, Гриценко, Ульянова, Завьялова, недавно безвременно ушедшего из жизни. Так прошлое мгновенно напомнило о себе и соединилось с настоящим и будущим в этом благородном поступке театра. Ну, что же, попутного ветра и вперед к 100-летию!