«Берег женщин» в театре Вахтангова

Час Пик от 17 февраля 2012

Замечательное, нетривиальное представление в театре им. Вахтангова. Не так давно главнокомандующий театром им. Вахтангова Римас Туминас начинал свое правление весьма и весьма по-вахтанговски, решительно избавив сезон от традиционной и многим, наверное, надоевшей «Принцессы Турандот». Взамен — в качестве, видимо, разминки перед драматургией тяжеловесной, серьезной, театральной — поставил историю, получившую, что называется, смешанную критику. В то время как одни аплодировали этому новаторству (да, в репертуаре театра всегда были музыкальные упражнения — но никогда вместе с хореографическими!), другие называли попытку раскрыть острую глубину, дух лирической героини Марлен Дитрих проваленной.

Успешна ли постановка сейчас, через несколько лет? По сюжету, или даже в случае с этой музыкально-хореографической драмой — легенде — героини (сплошь женщины, как можно догадаться) вечно встречаются в портовом кафе, потому что сегодня война, их мужчины не с ними, а бьются за свободу где-то далеко. В окна кафе иногда, конечно, доносится война (что в общем в постановке не занимает ровно никакого места). Женщины вспоминают. И из их воспоминаний о тех, кто любит, рождается представление. Каждый образ, каждое воспоминание, каждый возлюбленный — своя песня Марлен Дитрих, своя пластика, свой свет.

Иначе говоря, представление, занимающее ровным счетом девяносто минут, плотно набито костюмированными и весьма, надо сказать, конкретными образами настоящих мужиков, мачо, в понимании тоскующих дам. А рядом же, во плоти, присутствуют и мужские «характеры» — только на подбор как ненастоящие — ловелас, бездомный, вор, официант. Другого жизнь предложить дамам не может и их ожидание бесконечно.История, конечно, довольно условная: либретто гласит, что женщины — эмигрантки, и в кафе и вовсе по нужде, но сердце зрителя не верит: одеты женщины безупречно, причесаны на славу, и макияж — вечерний.

И настроение создается очень вечернее, радостное, водевильное — пусть история жизненная и целиком все-таки трагическая. Истина, рвущаяся сквозь акустику Марлен Дитрих и женскую трагикомичную пластику, в том, что настоящих женщин развлекать не надо, а если их некому
развлечь — они прекрасно сделают это сами. И, по мнению публики, делают это героини умело — тут аплодисменты срывает и трагичное выступление звездной Ольги Ефремовой, и танец-размышление юной Анастасии Васильевой.

Изменилось ли отношение критиков к данному представлению, неизвестно. Известно, что это по-прежнему единственная возможность увидеть почти всю женскую часть труппы Вахтанговского (18 женщин!) на сцене в эмансипированной роли женщины с идеальным швом на колготках (гарантированное удовольствие — это специально сконструированные для представления Юозасом Статкевичусом женские костюмы).

Завораживающе громкая музыка не даст заскучать даже завзятым нытикам, а перед публикой до концерта выступит живой квартет — видимо, для того, чтобы можно было, приняв для храбрости классические кофе и бутерброд, впервые станцевать в уютном фойе театра имени Вахтангова с той, которая любит вас, с той, которая рядом.