«Берег женщин» в театре Вахтангова

Час Пик от 17 февраля 2012

Замечательное, нетривиальное представление в театре
им. Вахтангова.Не так давно главнокомандующий театром им. Вахтангова Римас Туминас начинал
свое правление весьма и весьма по-вахтанговски, решительно избавив сезон от
традиционной и многим, наверное, надоевшей «Принцессы Турандот».Взамен — в качестве, видимо, разминки перед
драматургией тяжеловесной, серьезной, театральной — поставил историю,
получившую, что называется, смешанную критику. В то время как одни аплодировали
этому новаторству (да, в репертуаре театра всегда были музыкальные упражнения —
но никогда вместе с хореографическими!), другие называли попытку раскрыть
острую глубину, дух лирической героини Марлен Дитрих проваленной. Успешна ли
постановка сейчас, через несколько лет?По сюжету, или даже в случае с этой музыкально-хореографической драмой —
легенде — героини (сплошь женщины, как можно догадаться) вечно встречаются в
портовом кафе, потому что сегодня война, их мужчины не с ними, а бьются за
свободу где-то далеко. В окна кафе иногда, конечно, доносится война (что в
общем в постановке не занимает ровно никакого места). Женщины вспоминают.И из их воспоминаний о тех, кто любит, рождается представление. Каждый образ,
каждое воспоминание, каждый возлюбленный — своя песня Марлен Дитрих, своя
пластика, свой свет.Иначе говоря, представление, занимающее ровным счетом девяносто минут, плотно
набито костюмированными и весьма, надо сказать, конкретными образами настоящих
мужиков, мачо, в понимании тоскующих дам.А рядом же, во плоти, присутствуют и мужские «характеры» — только на подбор как
ненастоящие — ловелас, бездомный, вор, официант. Другого жизнь предложить дамам
не может и их ожидание бесконечно.История, конечно, довольно условная: либретто гласит, что женщины — эмигрантки,
и в кафе и вовсе по нужде, но сердце зрителя не верит: одеты женщины
безупречно, причесаны на славу, и макияж — вечерний.И настроение создается очень вечернее, радостное, водевильное — пусть история
жизненная и целиком все-таки трагическая.Истина, рвущаяся сквозь акустику Марлен Дитрих и женскую трагикомичную
пластику, в том, что настоящих женщин развлекать не надо, а если их некому
развлечь — они прекрасно сделают это сами. И, по мнению публики, делают это
героини умело — тут аплодисменты срывает и трагичное выступление звездной Ольги
Ефремовой, и танец-размышление юной Анастасии Васильевой.Изменилось ли отношение критиков к данному представлению, неизвестно. Известно,
что это по-прежнему единственная возможность увидеть почти всю женскую часть
труппы Вахтанговского (18 женщин!) на сцене в эмансипированной роли женщины с
идеальным швом на колготках (гарантированное удовольствие — это специально
сконструированные для представления Юозасом Статкевичусом женские костюмы).Завораживающе громкая музыка не даст заскучать даже завзятым нытикам, а перед
публикой до концерта выступит живой квартет — видимо, для того, чтобы можно
было, приняв для храбрости классические кофе и бутерброд, впервые станцевать в
уютном фойе театра имени Вахтангова с той, которая любит вас, с той, которая
рядом.