Юрий Любимов: В общем, я доволен
Юрий Любимов после ухода из Театра на Таганке получил сразу несколько предложений, из которых выбрал два проекта: в Театре имени Вахтангова будет ставить «Бесов» по Достоевскому, а в Большом театре — «Князя Игоря». О том, что у него было в прошлом с Римасом Туминасом, как ему помогает Рубен Симонов и почему он репетирует «Бесов» сразу на двух сценах, Любимов рассказал РИА Новости. Беседовала Наталия Курова.
— Юрий Петрович, как вам работается в Вахтанговском театре?
— Тем, как идет работа здесь, я доволен, репетиции проходят нормально. Я рад, что отношения у меня здесь со всеми хорошие, и с актерами, и с руководством театра. У нас и с Римасом Туминасом забавные пересечения обнаружились: оказывается, он проходил практику у меня, когда я ставил на Таганке «Мастера и Маргариту».
Потом я здесь на контракте, занимаюсь своим прямым делом. И нет таких забот, как на Таганке: там приходишь, и с утра на тебя сваливается груз самых разных проблем и неприятностей. Например, кто-то из актеров уехал на съемки без разрешения.
— А здешними артистами вы довольны? Кастинг уже завершили?
— В общем, доволен, и практически уже завершил окончательный отбор артистов. Но кто есть кто лучше у Рубена Симонова уточнить – он мне помогает. Это сын моего друга Евгения Симонова, с которым у меня были очень хорошие отношения — редко такие бывают, тем более у двух
режиссеров. И сын у него очень симпатичный, музыкальный — в папу и в деда Рубена Симонова.
Мы уже репетируем — и на основной сцене, и на малой. В театре большой репертуар, и нужно прокатывать спектакли, иначе артисты их забываю. Поэтому для наших репетиций приходится выкраивать место и время. Пока это не просто, но я надеюсь, что постепенно все наладится.
— «Бесы» — роман огромный, многослойный, с множеством сюжетных линий. Вы как-то адаптировали его для сцены?
— У меня в спектакль вошел весь роман и все сюжетные линии. Конечно, они сокращены сильно, и я продолжаю сокращать для того, чтобы спектакль мог идти один вечер, а не два. Это очень трудно. Так что обрадовать не могу — в свои традиционные 1,5 часа не уложусь.
— Сценография, макет уже готовы?
— Я не начинаю работать, пока у меня нет определенной концепции и пока не известны все составляющие. Но здесь мне мало что надо. Не хотел говорить — это будет скорее такое концертное исполнение: рояль, Стравинский, живая музыка, а с живой музыкой должна быть живость и у
артистов. На сцене за роялем будет сильный исполнитель, потому что не так просто сыграть Стравинского. Может быть, даже я уговорю, и за фортепиано сядет сам Владимир Мартынов, который прекрасно владеет инструментом. Он же будет и писать оригинальную музыку для спектакля.
— Но вы уже уверены, что премьера состоится 27 марта?
— Уже продаются билеты, так что отступать некуда.
— А что с «Князем Игорем» в Большом?
— Он намечен на конец года. Отбор исполнителей в самом начале — артисты понадобятся мне только глубокой осенью. Здесь к тому времени я уже закончу работу, потом отдохну и после отпуска приступлю вплотную к опере.
Мы создаем свою музыкальную редакцию. Что касается «Половецких плясок», то, слава богу, я договорился с Григоровичем, что у нас будет другой вариант — не Голейзовского и не Фокина, а свой вариант, своя редакция. Но, конечно все это на основе Бородина. Только тогда в работе принимали участие Римский-Корсаков и Глазунов, а у нас — Владимир Мартынов и Павел Карманов, замечательный человек, прекрасно может оркестровать.
У Бородина все наброски в клавире, и все равно надо это все приводить к партитуре.
Художником будет Зиновий Марголин, и мне с ним очень нравится работать. Он – настоящий работяга, веселый человек и тоже со мной давно знаком. Знает мои многие спектакли, поэтому мы легко понимаем с ним друг друга. По эстетике, и по тому, как выстраивать действие, наши стремления сходятся. Музыкальным руководителем постановки будет главный дирижер Большого Василий Серафимович Синайский, с которым мы уже беседовали об этой работе.
— А после «Бесов» и «Князя Игоря» уже что-то запланировали?
— Не люблю говорить о планах, тем более в моем возрасте. Я работу могу получить везде, если мне охота – и в России, и за рубежом. Но мне уже надо больше к богу обращаться, а не к контрактам. Я наработался за свою жизнь. И какая уже мне разница, поставил я 30 опер или больше. Кстати, «Игорь» будет моим 34-м оперным спектаклем. Я думаю о Мольере, хочу сделать полубалет-полуоперу, и опять с Мартыновым.