«Таганка» без Любимова – Любимов без «Таганки»

Ольга Бугрова, Голос России от 16 января 2012

Московский Театр на Таганке выпустил первую премьеру без своего художественного руководителя Юрия Любимова. А легендарный создатель «Таганки» приступил к работе на «чужом» пространстве столичного Театра имени Вахтангова (АУДИО)

Сегодня о недавнем конфликте Юрия Любимова с труппой его театра, о решительном уходе режиссера с «Таганки» стараются не вспоминать, хотя скандал этот был самым сильным потрясением культурной Москвы в прошлом году. Тогда 94-летнему Юрию Любимову адресовали десятки вопросов о будущем его легендарного театрального детища.

«Мечта у меня – чтоб лучший репертуар театра был сохранен, — говорил Юрий Любимов, — чтоб в хорошие руки передать – руки, которые беречь это будут, а не сметать и делать свое. Если умные люди – они сохранят репертуар».

Любимовский театр сохраняет любимовский репертуар — достаточно взглянуть на зимнюю афишу. Здесь и пьеса Брехта «Добрый человек из Сезуана», с которой Театр на Таганке начал свою историю в 1964 году, и постановки двухтысячных годов – «Фауст» и «Горе от ума». И, конечно, «Мастер и Маргарита» — уникальный спектакль Юрия Любимова, идущий с аншлагами вот уже более 25 лет.

Между тем январь подарил и премьеру – комедию Карло Гольдони «Венецианские близнецы». В роли постановщика выступил приглашенный из Италии режиссер Эмилио Ланди, который о труппе отозвался так:

«Русские артисты – прекрасные «инструменты» и интересные люди».

А что ставит Юрий Любимов в тот момент, когда Театр на Таганке оглашается смехом публики над персонажами итальянской комедии дель арте? Один из наиболее мрачных романов русской классической литературы «Бесы» Федора Достоевского. В распоряжении Любимова по его личному выбору оказался актерский ансамбль Театра имени Вахтангова — один из лучших сегодня в Москве. Репетиции уже начались, хотя придирчивый режиссер до конца еще не определился с составом актеров. Зато день премьеры уже известен.

Выход «Бесов» на сцену назначен на март — и снова возникает, как говорят в театре, контрастная параллель с «Таганкой». В это же время здесь впервые дадут пьесу Эжена Ионеско «Король умирает» — фарс, замешанный на абсурде. Режиссером, что примечательно, снова выступает приглашенный маэстро. На сей раз это крупный представитель польского экрана и сцены Кшиштоф Занусси.

Кажется, в Театре на Таганке если и не ищут замену Юрию Любимову — это просто невозможно, — то как минимум стремятся заручиться мировыми именами и пополнять репертуар шедеврами режиссуры. Вот только забавно и будто нарочно получается: в поиске нового Любимов сосредоточивается на глубоко трагических страницах русской литературы. А его бывший театр словно спешит укрыться от «драмы расставания» со своим режиссером за волнами хохота.

Впрочем, надо знать Юрия Любимова – у него у самого выстроена превосходная контрастная параллель. После многих лет мастер сцены решил вспомнить свой опыт работы в оперном театре, а такое было не раз – в Италии, Франции, Венгрии, Германии, Великобритании, Швейцарии, США… – и вот теперь, почти на целый год, до следующего декабря готов погрузиться в оперную героику. В московском Большом театре Юрий Любимов поставит «Князя Игоря» Александра Бородина — русскую классическую оперу, написанную, кстати, на исторический сюжет по русскому литературному источнику.