Made from Tuminas

Блог Дзяніса Марціновіча от 15 февраля 2012

Отсчёт новейшего периода в истории Государственного академического театра имени Вахтангова можно смело вести с 2007 года. Именно тогда его художественным руководителем коллектива стал знаменитый литовский режиссёр Римас Туминас. Стоит отметить, что для Вахтанговского театра всегда близки были традиции театра не столько переживания, сколько представления, повышенный интерес к форме спектакля. Возможно, именно поэтому Туминас легко вписался в его пространство. В числе последних премьер режиссера – «Маскарад» Михаила Лермонтова и «Ветер шумит в тополях» Жеральда Сиблейраса.

Свой знаменитый спектакль по драме Лермонтова Туминас сначала поставил в Литве, на сцене вильнюсского Малого театра. Однако премьеру на вахтанговской сцене, прошедшую в январе 2010-го, режиссёр рассматривал не как механический перенос, а как переосмысление прежних находок.

Символическую роль играет в “Маскараде” музыка и сценография. Знаменитый вальс А. Хачатуряна, написанный именно для премьеры “Маскарада”, состоявшейся в Вахтанговском театре накануне войны, 21 июня 1941 года, становится лейтмотивом постановки и передает атмосферу игры. Ту же роль выполняет и “снежная” сценография Адомаса Яцовскиса. Белый круг в центре сцены – и бальный зал, в которой кружатся в танце герои, и каток, попадая на который, оказываешься в эпицентре игры. Что существенно, он с ледяным покрытием, поэтому ступив на него, начинаешь скользить, не в силах остановится. Последнее обстоятельство не случайно. Снежный шар, который катает и катает по сцене Человек зимы (О.Лопухов) становится символом рока и фатализма. Признаюсь, “Маскарад” Туминаса стал для меня одним из главных открытий театральной Москвы, продемонстрировавший безупречность сценического вкуса и стиля.

***Действие спектакля «Ветер шумит в тополях» (премьера февраля 2011-го) происходит в приюте для ветеранов. Именно там, на одной из террас каждый день встречаются три героя: нервный, чувствительный, раздражительный Густав (В. Вдовиченков), флегматичный Фернан (М. Суханов) и чопорный, правильный, серьёзный Рене (В. Симонов). Жизнь бывших фронтовиков Первой мировой войны (Густав участвовал ещё и во Второй), медленно подходит к концу. Густаву не разрешают выходить за пределы приюта, Фернан периодически падает в обмороки, и лишь Рене, находящийся в приюте 25 лет и экономящий свои силы, может совершать небольшие прогулки в окрестностях.

Период жизни героев, во время которой разворачивается действие пьесы, – осень их жизни. Весна и лето припали на военную пору. Именно вспоминая о ней, три товарища оживляются и начинают жить по-настоящему. Но эти рассказы непродолжительны и коротки, и после короткой вспышки энергии бывшие фронтовики вновь возвращаются в свою элегическую осень, из которой им не выбраться уже никогда. В приюте всё тихо и спокойно, лишь ветер качает верхушки тополей, растущих на возвышенности.

Однако Густав, попавший в приют относительно недавно, всего 6 месяцев тому назад (тогда как Фернан находится там 10 лет, а Рене – 25), ещё не может смириться с бездействием. Поэтому он предлагает своим друзьям совершить путешествие к тополям. С одной стороны, эта попытка избежать забвения, обмануть смерть, вырваться из «осени» в настоящую жизнь. С другой, реализация плана может повлечь за собой смерть героев, которые не вынесут тягот пути. Поэтому тополя становятся удивительно многозначным символом: жизни, ведь колыхание их верхушек, пролетающие в небе птицы свидетельствует о неизменной движении природы; смерти, ибо путешествие к тополям стало бы дорогой в иной мир. Наконец, символом вечности, потому что ветер будет шуметь в тополях и когда героев уже не будет на свете.

Характеризуя спектакль, хотелось бы отметить удивительный ансамбль трёх исполнителей. Особенно стоит выделить В. Вдовиченков, чья индивидуальная пластика удивительно точно передаёт образ пожилого человека.

Финал постановки удивительно грустный, элегический и светлый. Поднимается ветер, который сбрасывает с пюпитров, стоящих на заднем плане, листки с нотами. Они воспринимаются как чьи-то жизни, исчезнувшие из реальности.

Как мы помним, сюжет “Маскарада” основан на взаимоотношениях Арбенина (Е. Князев) и его жены Нины (М. Волкова), которую супруг приревновал к князю Звездичу (Л. Бичевин). Однако для Туминаса эта история становится лишь частью, элементом постановки. В основе его спектакля… маскарад. Как символом эпохи, светского общества, наконец, дворянского ХІХ века. С другой стороны, как символ переодевания, игры. Во что только не играют в спектакле: в снежки, в карты, в дуэль и даже в любовь. Но при этом никто из героев не забывает, что это всего лишь игра. И только Арбенин трагически серьёзен. Когда он наблюдает за событиями со стороны, то остается ироничным и защищённым. Как только вмешивается в ход событий и пытается играть по правилам, не понимая их смысла, он обречён.