Юрий Любимов поставил «Бесов» Достоевского в Театре имени Вахтангова

Ольга Свистунова, ТАСС от 26 марта 2012

Патриарх российской сцены 94-летний Юрий Любимов поставил свой новый спектакль по русской классике — «Бесов» Достоевского, сделав это в Московском академическом театре имени Вахтангова. Как и планировалось ранее, премьера объявлена на 27 марта, когда весь мир будет отмечать Международный день театра. Сегодня пройдет генеральная репетиция, которую в театральной практике принято называть «спектаклем для пап и мам».

«Что касается билетов на премьерные показы, то они полностью раскуплены еще месяц назад», — сообщили корр. ИТАР-ТАСС в театре. Впрочем, такой ажиотаж вполне объясним. «Бесы» — первая работа Юрия Любимова после ухода из Театра на Таганке.

Эта история, случившаяся в июле прошлого года, широко обсуждалась в прессе и всем хорошо известна. Так что ворошить прошлое смысла не имеет. Тем более, что оно до сих пор болезненно отзывается в сердце маститого режиссера, который, слава Богу, наделен здравым оптимизмом, предпочитая не бередить старые раны, а делать дело и смотреть вперед.

Словом, покинув «Таганку», Любимов вернулся в Вахтанговский театр, где в свое время много лет назад и начинался его путь в искусство. На сей раз он был приглашен новым худруком Римасом Туминасом, и, как признался Юрий Петрович в интервью корр. ИТАР-ТАСС, «ни разу не пожалел о принятом предложении».

«Напротив, общение с Туминасом, его прекрасные спектакли стали для меня приятнейшим открытием, — говорит Любимов. — Пожалуй, ни с одним русским режиссером я не нашел такого общего языка, как с литовцем Туминасом».

Разумеется, в обстановке взаимопонимания работать комфортнее, но отнюдь не проще. Ведь речь идет о сложнейшем произведении русской литературы — «Бесах» Достоевского. Приступив к осуществлению проекта лишь в январе, Любимов должен был выпустить спектакль уже в марте, то есть, в очень сжатые сроки. Репетиции проходили дважды в день, как в театрах на Западе. И Любимов, несмотря на возраст, не только соответствовал этому жесткому графику, но даже привносил кураж в репетиционный процесс.

Конечно, он мог бы сделать себе «поблажку», заняв в спектакле исключительно вахтанговских звезд. А он и на это не пошел — распределил роли между представителями разных поколений, причем, сделал ставку, в основном, на молодежь. Так, главного героя — Николая Ставрогина — играет Сергей Епишев, в женских образах предстанут совсем юные Евгения Крегжде и Мария Бердинских. В спектакле также участвуют Юрий Шлыков, Юрий Красков, Евгений Косырев и многие другие.

Любимов не скрывает, что впервые поставил «Бесов» 28 лет назад, в Лондоне, объехал с тем спектаклем пол-Европы, где гастроли имели большой успех. Однако нынешнюю постановку он считает не менее актуальной. Великий роман- пророчество Федора Достоевского, по мнению режиссера, звучит сегодня как предупреждение — для нашей страны, для мира в целом, для каждого из нас.

«Весь мир находится в кризисе, — говорит Юрий Любимов, поясняя выбор именно этого произведения. — И это кризис отнюдь не экономический. Это всеобщий кризис веры, а без веры человек лишается твердой опоры, теряет нравственный стержень, становится игрушкой самых разнообразных, отнюдь не светлых, сил. Результат этого трагичен. Террор, кровавые перевороты, войны».

Возвращаясь непосредственно к теме «Бесов», режиссер замечает, что «в герои этого романа Достоевский берет преступника, вдохновляющего на преступления других. Ведь это именно Ставрогин советует скреплять заговорщиков кровью, так как кровь, по его мнению, самый лучший цемент».

На протяжении месяца с небольшим /таков временной охват романа/ в бесовскую круговерть вовлекается весь город N. В инсценировке Любимова этот месяц проходит за три с лишним часа. Пространство и время действия предельно сжаты, при этом все основные сюжетные линии сохранены. Сценография спектакля, автором которой является сам Юрий Любимов, как всегда, минималистична. Аскетизм оформления, уверяет режиссер, призван подчеркнуть главенство слова, помочь зрителю, не отвлекаясь на второстепенные детали, сконцентрироваться на восприятии текста.

«Когда меня спрашивают сейчас, чем я хочу заинтересовать зрителя, могу ответить только одно: Достоевским», — резюмирует Любимов.

Однако, кроме слова русского писателя-классика, в спектакле будет звучать музыка крупнейшего композитора ХХ века Игоря Стравинского. Вариации на тему его знаменитого балета «Петрушка» сочинил Владимир Мартынов. В качестве исполнителя на премьерные показы приглашен пианист-виртуоз Александр Гиндин. В ряде спектаклей свою музыку будет играть и Владимир Мартынов. Не зря же центром сценической композиции стал черный концертный рояль, а жанр любимовской версии «Бесов» в Вахтанговском театре определен как «концертное исполнение романа в двух частях».