Юрий Бутусов: Театр имени Вахтангова покажет в Лондоне спекталь по пьесе Шекспира

Голос России от 24 апреля 2012

Всемирный шекспировский фестиваль представляет британской публике русский взгляд на творчество великого драматурга. Московский театр имени Вахтангова 24-25 апреля показывает в Лондоне, на сцене театра «Глобус», спектакль по пьесе «Мера за меру». О постановке в интервью «Голосу России» рассказал режиссер Юрий Бутусов

Московская труппа приглашена в программу фестиваля, которая называется Globe to Globe, что  можно перевести как «В «Глобус» со всего земного шара». Действительно, участниками этой программы стали более 50-ти театральных коллективов  из разных стран. И все играют Шекспира на своем родном языке. Так, артисты из Новой Зеландии открыли этот театральный парад постановкой пьесы «Троил и Крессида» на языке маори (23 апреля). А лондонский театр Deafinitely представит «Бесплодные усилия любви» на языке жестов.

Коллектив театра имени Вахтангова выступит на сцене шекспировского «Глобуса»

Итак, пьеса «Мера за меру» в интерпретации русской труппы, в частности, в постановке известного в России режиссера Юрия Бутусова. Каков его взгляд на творчество британского гения? Об этом режиссер размышляет в интервью «Голосу России»: 

«Взгляд со стороны может открыть что-то серьезное и важное. Немцы, например, прекрасно ставят русского драматурга Чехова. И англичане тоже. Поскольку Чехов и Шекспир — универсальны, они не принадлежат какой-то одной национальности, они принадлежат миру».

Собственно, и пьеса «Мера за меру» — универсальна. Ее главный герой — человек с безупречной репутацией — призван восстановить мораль в городе с помощью закона. «Однако, принявшись за дело, он неожиданно для себя становится первым правонарушителем», — замечает Юрий Бутусов:

«Там есть загадка: двойственность человеческой натуры. Мне показалась интересной эта тема — то, что в нас таятся какие-то страшные вещи, о которых мы даже не подозреваем, но которые внезапно, в какой-то момент вдруг могут вылезти из нас. И само это понятие «мера за меру» — какой мерой платить и за что платить? Все это требует серьезного осмысления».

«Процесс осмысления» лондонской публике представит один из старейших театров российской столицы, который был создан в начале прошлого века Евгением Вахтанговым — учеником великого реформатора сцены Константина Станиславского. Визитной карточкой театра — с момента его рождения и до сегодняшнего дня — считается поставленная Вахтанговым сказка Гоцци «Принцесса Турандот» — спектакль, в котором совместились яркость театральной формы, блеск актерской импровизации, музыкальность, праздничность, легкость.

Но театру, который с 1926 года носит имя своего основателя Евгения Вахтангова, не чужда и другая стилистика, другая драматургия. Например, пьесы Шекспира идут на его сцене с 1932 года: тогда был поставлен «Гамлет» с Рубеном Симоновым и Борисом Щукиным. Четыре года спустя появился спектакль «Много шума из ничего». В 70-х на всю театральную Москву гремели постановки «Антония и Клеопатры», «Ричарда III». В последнее десятилетие шекспировский список продолжили спектакли «Отелло», «Лир», «Троил и Крессида». «Мера за меру» — самый свежий в этом ряду спектакль, его премьера состоялась в 2010 году.

Всемирный шекспировский фестиваль продлится до ноября, и под конец лета в нем примет участие еще один представитель России — режиссер Дмитрий Крымов. Он покажет в Эдинбурге и Стратфорде-на-Эйвоне спектакль, поставленный по двум пьесам Шекспира, — «Сон в летнюю ночь» и «Как вам это понравится». Эта постановка — специальный заказ российскому мастеру от Королевского шекспировского театра.

И еще немаловажная деталь: став участниками Всемирного шекспировского фестиваля, россияне тем самым попали в число звезд мирового искусства, украшающих культурную программу летних Олимпийских игр в Лондоне.