Театр имени Вахтангова представит в Лондоне спектакль по пьесе Шекспира «Мера за меру»

Голос России от 24 апреля 2012

Всемирный шекспировский фестиваль представляет британской публике русский взгляд на творчество великого драматурга. Московский театр имени Вахтангова 24-25 апреля показывает в Лондоне, на сцене театра «Глобус», спектакль по пьесе «Мера за меру». О постановке в интервью «Голосу России» рассказал режиссер Юрий Бутусов

Московская труппа приглашена в программу фестиваля, которая называется Globe to Globe, что  можно перевести как «В «Глобус» со всего земного шара». Действительно, участниками этой программы стали более 50-ти театральных коллективов  из разных стран. И все играют Шекспира на своем родном языке. Так, артисты из Новой Зеландии открыли этот театральный парад постановкой пьесы «Троил и Крессида» на языке маори (23 апреля). А лондонский театр Deafinitely представит «Бесплодные усилия любви» на языке жестов.

Коллектив театра имени Вахтангова выступит на сцене шекспировского «Глобуса».

Итак, пьеса «Мера за меру» в интерпретации русской труппы, в частности, в постановке известного в России режиссера Юрия Бутусова. Каков его взгляд на творчество британского гения? Об этом режиссер размышляет в интервью «Голосу России»: 

«Взгляд со стороны может открыть что-то серьезное и важное. Немцы, например, прекрасно ставят русского драматурга Чехова. И англичане тоже. Поскольку Чехов и Шекспир — универсальны, они не принадлежат какой-то одной национальности, они принадлежат миру».

Собственно, и пьеса «Мера за меру» — универсальна. Ее главный герой — человек с безупречной репутацией — призван восстановить мораль в городе с помощью закона. «Однако, принявшись за дело, он неожиданно для себя становится первым правонарушителем», — замечает Юрий Бутусов:

«Там есть загадка: двойственность человеческой натуры. Мне показалась интересной эта тема — то, что в нас таятся какие-то страшные вещи, о которых мы даже не подозреваем, но которые внезапно, в какой-то момент вдруг могут вылезти из нас. И само это понятие «мера за меру» — какой мерой платить и за что платить? Все это требует серьезного осмысления».

«Процесс осмысления» лондонской публике представит один из старейших театров российской столицы, который был создан в начале прошлого века Евгением Вахтанговым — учеником великого реформатора сцены Константина Станиславского. Визитной карточкой театра — с момента его рождения и до сегодняшнего дня — считается поставленная Вахтанговым сказка Гоцци «Принцесса Турандот» — спектакль, в котором совместились яркость театральной формы, блеск актерской импровизации, музыкальность, праздничность, легкость.

Но театру, который с 1926 года носит имя своего основателя Евгения Вахтангова, не чужда и другая стилистика, другая драматургия. Например, пьесы Шекспира идут на его сцене с 1932 года: тогда был поставлен «Гамлет» с Рубеном Симоновым и Борисом Щукиным. Четыре года спустя появился спектакль «Много шума из ничего». В 70-х на всю театральную Москву гремели постановки «Антония и Клеопатры», «Ричарда III». В последнее десятилетие шекспировский список продолжили спектакли «Отелло», «Лир», «Троил и Крессида». «Мера за меру» — самый свежий в этом ряду спектакль, его премьера состоялась в 2010 году.

Всемирный шекспировский фестиваль продлится до ноября, и под конец лета в нем примет участие еще один представитель России — режиссер Дмитрий Крымов. Он покажет в Эдинбурге и Стратфорде-на-Эйвоне спектакль, поставленный по двум пьесам Шекспира, — «Сон в летнюю ночь» и «Как вам это понравится». Эта постановка — специальный заказ российскому мастеру от Королевского шекспировского театра.

И еще немаловажная деталь: став участниками Всемирного шекспировского фестиваля, россияне тем самым попали в число звезд мирового искусства, украшающих культурную программу летних Олимпийских игр в Лондоне.