Скорый поезд «Анна Каренина» (интервью Ольги Лерман)
Это второй опыт театра на ниве танца: первым стал «Берег женщин» в постановке Анжелики Холиной, теперь вот — роман Толстого «Анна Каренина», работы того же хореографа. Судя по всему, хореограф из Вильнюса — отчаянная дама, потому что, имея в наличии скромный танцевальный ресурс драматических артистов, она сваяла масштабное полотно. Причем в отличие от разных сценических вариантов бессмертного романа, где постановщики обычно вычленяют треугольник Каренина—Вронский—Каренин, Холина развернула многие линии романа, сопроводив их музыкой Малера, Шнитке, Чайковского и Форе.
Все начинается с вокзала, где ждут Анну: она приезжает к брату Стиве, семья которого оказалась на грани краха. Все одеты в черное, на черном фоне, на стульях. Этот единственный предмет мебели в количестве 20 штук, пройдя через весь спектакль, выступит в разном качестве — от шума светского общества до поезда, грохочущего колесами на стыках. Три люстры по периметру торжественно зависли над сценой, как в оперном театре. Впрочем, опера тоже будет.
Но пока — балет. Причем скоростной, как тот скорый поезд, приближающий трагические события. Множество персонажей в черном, дамы, кавалеры, служащие… Массовые проходки-пробежки, дуэты, изломанная пластика. Кто из них кто, где Анна и кто Вронский: демонического вида юноша в жилетке или похожий на панка скользкий тип? Если не прочитать синопсис в стильной программке, то разобраться сложно. И тем не менее Холина вывела на сцену не только Анну с Вронским, но и Стиву с Долли Облонской, Кити с Левиным, княгиню Бетси Тверскую с мужем, не говоря даже о мамаше Вронского, мечтающей женить сына на княгине Сорокиной. Конечно же, Каренин и мальчик Сережа — действительно мальчик в матроске, то за роялем, то на гимнастическом бревне.
Смотреть спектакль поначалу мешает мысль, что танцуют драматические артисты, а значит, им надо сделать скидку. С другой стороны, ни о каком бонусе не может быть и речи, раз «продукт» вынесен на суд зрителей. Не знаю, как с точки зрения балетных критиков, но работают в современном танце молодые вахтанговцы поразительно. Скорость, отточенность движений и свобода существования в довольно сложном пластическом рисунке поражают. Особенно Анна — актриса Ольга Лерман. Она — безусловное открытие этой премьеры. Стоит с ней познакомиться поближе. Звонок после премьеры.
— Оля, это ваша первая роль в театре?
— Первая главная. До этого я играла в «Береге женщин» у Анжелики Холиной и в «Незаученной комедии» — это наш студенческий спектакль по комедии дель арте.
— Все-таки у вас сложная роль, то есть партия. У вас есть хореографическая подготовка?
— Да, я из Баку, восемь лет отучилась в Бакинском хореографическом училище, а доучивалась в Краснодаре. В какой-то момент (это часто бывает у подростков) я стала толстой, психовала из-за этого, меня, как и многих в училище, гнобили, хотела уйти, но окончила училище, потому что настаивала мама. Сейчас я занимаюсь любимым делом, то есть работаю актрисой и танцую. Разве это не прекрасно?
— Для танцевальной роли приходится сидеть на диете?
— Сейчас нет, у меня есть свой режим питания. Главное — есть немного.
— И все-таки — довольно сложная хореография. Легко ли вам и другим артистам было во время репетиции?
— Да, есть сложные вещи, которые я давно не делала. Я сто лет не прыгала жэте. Но с Анжеликой потрясающе было работать нам всем. И это только кажется, что у нас сумасшедшие нагрузки, и мы устаем. На самом деле мы очень любим этот спектакль и получаем от него удовольствие.
У Ольги Лерман — два основных партнера: Дмитрий Соломыкин (Вронский) и Евгений Князев (Каренин). Конечно, опытнейший актер Князев не танцует, но очень органично существует в общем пластическом рисунке, и могу предположить, что хореограф не пыталась загрузить его роль сложными пластическими элементами. Дмитрий Соломыкин замечателен в роли Вронского, как и Мария Волкова в роли Долли, Федор Воронцов — Левина, а Валерий Ушаков — Стивы.
— Есть сцена, к которой ты боишься подступать?
— Я боюсь только начала, когда я приезжаю на бал. Не знаю почему, но боюсь. Самое сложное для меня в спектакле — дышать в один такт с партнером.
— Ты работаешь в театре, где много звезд. Есть кумир?
— Многими восхищаюсь, от каждого хочется много взять. У меня вот есть авторитет — это Федор Викторович Добронравов, папа Вити и Вани Добронравовых. Он и замечательный артист, и человек глубокой души.
— Что бы ты еще хотела сыграть?
— Я хотела бы и героическую роль сыграть, и комическую — в общем, в разных жанрах себя попробовать.