В Женеве взбунтовались бабы
Конечно, спокойных и благовоспитанных швейцарок язык не повернется назвать бабами, а представить еще и бунтующими во времена поголовного феминизма — тем более. На Женевском озере бунт устроили наши соотечественницы — студентки Театрального института имени Щукина. Спектаклем «Бабий бунт» в Женеве открылся фестиваль российского искусства и науки.
Как ни странно, этот фестиваль, пятый по счету, устраивает не культурная организация или фонд, а Международный центр МГУ им. Ломоносова (МЦЛ) в Женеве. Учебное заведение, которое с 1997 года имело два серьезных факультета — правовой и географический, два года назад открыло еще и актерское отделение. Такой с точки зрения здравого смысла шаг иначе как безрассудным назвать нельзя. Готовить за рубежом из наших соотечественников юристов, экологов, экономистов со знанием трех языков — дело беспроигрышное, а вот артистов… Такого прецедента не было. И тем не менее Тамерлан Гасанов, основатель и президент МЦЛ, затеял это артистическое предприятие.
— Мне всегда было интересно делать нестандартные шаги, — говорит Тамерлан Ибрагимович. — Мой отец, математик, учил меня, что простые формулы не так эффективны, как их комбинации. Поэтому мы совместно с Щукинским училищем решили попробовать привить в МЦЛ направление актерского мастерства. Его возглавил ректор и актер Евгений Князев.
Замечу, что «Щука» не в первый раз приплывет к Женевскому озеру и привезет первоклассные студенческие спектакли. Первым в 2008 году была советская оперетта «Белая акация», теперь выпускной курс замечательного педагога Валентины Николаенко привез «Бабий бунт» — тоже оперетту советского периода, которая в буржуазной Женеве имеет большой успех.
«Бабий бунт», весело, но достаточно целомудренно демонстрирующий войну полов на советском материале (по рассказам Михаила Шолохова на музыку Евгения Птичкина), поставил педагог и режиссер Вахтанговского театра Владимир Иванов, дипломные спектакли которого имеют счастливую судьбу. Это его некогда студенческая работа — «Царская охота» — уже 18 лет с успехом идет на сцене Вахтанговского театра. Именно он, Валентина Николаенко и другие педагоги «Щуки» несколько раз в год приезжают в Женеву вести курс актерского мастерства.
— Мы привыкли к тому, что Россия экспортирует нефть, газ. Но, оказывается, мы можем экспортировать и наше образование, в том числе и актерское. Для нас самих во многом это эксперимент, но еще четыре года назад, когда мы впервые приехали сюда с «Белой акацией», идея создания образовательной программы по актерскому мастерству казалась утопической, а сейчас мы уже имеем результаты — два курса. И результаты работы мы покажем на фестивале.
— Обучение здесь платное, но вы же знаете, что за деньги актерами не становятся.
— Все правильно, в этом есть проблема. Но здесь нашли возможность для трех талантливых ребят сделать гранты. Есть один очень талантливый мальчишка из Иркутска — сам бы он никогда не смог приехать в Швейцарию.
Но начинается «Бабий бунт». Зал Женевского университета, где дают чудную советскую оперетку, забит, билеты распроданы давно, несмотря на приличную цену для студенческого спектакля — 50–70 швейцарских франков (правда, для студентов вдвое дешевле). Публика в основном русская, но и местная публика приходит — любители русского искусства.
Студенты «Щуки» играют замечательно, поют — видно, что хорошо обучены, и большая часть с этого курса уже разобрана столичными театрами. А вот как будет решаться профессиональная судьба актеров женевского набора, пока сказать трудно. Но у них перед коллегами есть одно существенное преимущество — умение играть на трех языках. Пока же будущие актеры московского и женевского вузов сойдутся на фестивале в совместном спектакле «Играем вместе». Эту работу, уверены Владимир Иванов и Тамерлан Гасанов, можно считать началом нового театра — русского театра в Женеве. Все это может показаться авантюрой, однако и два курса актеров (18 человек) учатся, и место для театра подыскали — в районе Каруж (в центре города), где осенью откроют полностью оборудованный зал на 100 мест.
Словом, любопытную театральную историю можно наблюдать в эти дни в Женеве, в которой непонятно, кто на кого оказывает влияние — театр на науку или наука на театр? Но, между прочим, стоит вспомнить, что Евгений Багратионович Вахтангов по образованию был юристом, а уже потом основателем яркой театральной школы и театра, который вот уже 90 лет носит его имя.