Человек сердца

Олеся Якунина, Ваш Досуг от 8 февраля 2007

Актриса Елена Сотникова редко дает интервью, и шумихи вокруг собственного имени не терпит. Однако громкая премьера в Театре им. Вахтангова — спектакль «Глубокое синее море» в постановке Павла Сафонова, где Сотникова сыграла главную роль, — уважительная причина нарушить молчание.

Прима Театра им. Вахтангова Елена Сотникова родилась не в то время: ей под стать бальные платья из шуршащих дорогих тканей, элегантные эки­пажи, будуары в полумраке мер­цающих свечей… Так считают коллеги актрисы и сама Елена. Столкновения с реальностью вне сцены приносят ей дискомфорт, порой даже ранят, поэтому актриса не спешит покидать стены любимого театра, где она начала свою карьеру сразу после окончания Щуки. Последняя работа Сотниковой в спектакле «Глубокое синее море» по пьесе Теренса Рэттигана, который поставил Павел Сафонов, о женщине из той реальности — сильной и безнадежно влюбленной. Елена не скрывает — у нее не было случайных ролей, почти все, что воплощала на сцене, переживала в собственной жизни.

«Ваш досуг»: «Глубокое синее море» — это подарок судьбы, испытание, счастье, что-то еще?

Елена Сотникова: Все, что вы назвали. Я мечтала сыграть сложную психологическую роль о трагической любви, с расставаниями, мучениями. Мечта осуществилась благодаря Виталию Яковлевичу Вульфу-переводчику пьесы, который принес ее в театр специально для меня.

Как всегда, новая, работа появилась не случайно: часто, прежде чем получить роль, я переживаю нечто похожее в собственной жизни. Поэтому была готова к этой роли. Я знаю, что такое страсть, любовь, я могу безумствовать, когда влюблена, жутко пере­живать, расставаясь. Но этот спектакль не только о любви, страсти, расставании, но и о несовпадениях: мужчины и женщины по-разному пони­мают, что такое любовь. Эта разность разрушила многие отношения. Пьеса начинается с того, что Хестер (героиня Елены Сотниковой. — «ВД») пытается покончить с собой. Ее возлюбленный спрашивает: «Почему?!», но объяснить ему это невозможно.

«ВД»: Хестер влюбляется в человека, с которым у нее мало общего. С вами такое происходило?

Е.С.: Я могу себе это позволить. Я скорее человек сердца, нежели ума. Любовь не спрашивает. К тому же очень трудно подобрать человека, который подхо­дил бы тебе по всем статьям. Мы все слишком разные.

«ВД»: Что было самым сложным в работе над спектаклем?

Е.С.: Репетировать на полную катушку, вытаскивать по максимуму эмоции. С одной сто­роны, когда выкладываешься, наступает удовлетворение, с другой — опустошение. Но актер не должен себя жалеть.

Все четыре месяца репетиций я была абсолютно погружена в эту трагическую историю, просыпалась но ночам, постоянно думала о драматических перипетиях в судьбах героев. Сейчас я пытаюсь понять, как мне существовать дальше: роль нужно постоянно носить в себе, но жить в таком накале тоже сложно. Ищу золотую середину. К счастью, как только мы сдали спектакль, я тут же уехала путешествовать по Швеции и Финляндии. Я была настолько нервно истощена…

«ВД»: Ваш путь в актрисы был извилист?

Е.С.: Вовсе нет. Я с детства знала, что буду актрисой. А однажды произошел инте­ресный случай. Я занималась фигурным катанием, и меня попросили поздравить фигуристов. Выехала на лед, вручила цветы и упала — неожиданно стадион ЦСКА зааплодировал. Это были первые аплодисменты — так я поняла, что мне безумно нравится быть на публике. «Актерствовала» и в Театре юных москвичей при Дворце пионеров, и в школе. Затем поступила в Щукинское училище, которое закончила с красным дипломом. Была принята в Театр Вахтангова и всю жизнь в нем работаю.

«ВД»: Вы сразу нашли свой театр…

Е.С.: Да. Через две недели меня ввели в спектакль «Леший», где играли такие мастера, как Борисова, Яковлев, Шалевич, Кацынский. В моей карьере было много ролей, немало главных.