Елена Сотникова: Не верю своему счастью!

О. Кувитанова, Вечерняя Москва от 15 марта 2000

Когда актриса театра им. Евг. Вахгангова Елена Сотникова говорит о своем творчестве, ее глаза искрятся счастьем. При общении с ней приходят на память актрисы — героини Островского и Чехова, которые проносят через жизнь трепетное и священное чувство к Театру. Не самолюбование, а служение.

В списке ее ролей: Генриетта («Три возраста Казановы»), Екатерина I («Государь ты наш, Батюшка»), Адельма («Принцесса Турандот»), мадам Иванова («Зойкина квартира»), княжна Папина («Пиковая дама»), Элинор («Лев зимой») и др.

 Елена, хотелось бы начать нашу беседу с нетрадиционного для театральных интервью вопроса. Я знаю, что Вы — москвичка. Скажите, какие места в Москве повлияли на Вашу судьбу, какие наиболее яркие моменты связаны у Вас с уголками нашего города?

 -Любимых и дорогих мне уголков в Москве много. Но первое любимое место — это место моего рождения — Ленинский проспект, знаменитый роддом № 25. А вот жила я и училась на Ленинградском проспекте, возле метро Аэропорт. Меня согревают воспоминания о замечательной атмосфере, аристократизме и интеллигентности тех мест. Дома сталинской эпохи, зеленые дворы, бабушки в кружевах, и, конечно, живущие в этих местах знаменитые писатели, художники, артисты. В школе со мной учились дети Льва Яшина, Константина Симонова, режиссера Владимира Наумова. Так что моя любовь к актерской профессии зарождалась именно в этой среде.

Стать актрисой было самым большим желанием вашей жизни. Как и когда началось исполнение этого желания?

 — Начало было очень многообещающим. Я училась в восьмом классе, когда ре­жиссер Владимир Меньшов набирал актеров для своего первого фильма «Розыгрыш». Я пришла на пробы. На главную роль меня не утвердили, но Меньшов сказал мне тогда: «Если хочешь быть актрисой и участвовать в процессе съемок, можешь сняться в роли одной из учениц». Полгода я снималась в любимом зрителями фильме. Недавно, когда мы встретились с Меньшовым в нашем театре, я ему напомнила о себе. «Боже мой, — воскликнул он, — я Вас помню. Значит, в моем фильме родилась еще одна актриса». Ведь именно у него начинали сниматься Дмитрий Харатьян, Наталья Вавилова и другие актеры.

 -Лена, а когда в Вашей жизни появился Театр?

 Театр в моей жизни появился вместе с еще с одним моим любимым и высоким местом Москвы — Ленинскими горами. Я пришла в театр юных москвичей городского Дворца пионеров. С прекрасным уютным залом, фойе, буфетом и, конечно, с артистическими гримерными, костюмерными — все как в настоящем театре. Моим первым театральным педагогом стала Е.В. Галкина. В ТЮЗе была сыграна моя первая театральная роль. Это роль Лиды в инсценировке по рассказу Чехова «Дом с мезонином». Очень лиричный спектакль с музыкой Чайковского из «Времен года» и декорациями в духе Левитана.

 В отличие от многих молодых ребят, обивающих пороги театральных ВуЗов Москвы, Вы поступили в Щукинское училище с первой попытки.

 — Я прошла по конкурсу в школу-студию МХАТ и в Щукинское училище и — выбрала свою судьбу. Тем счастливым летом начался мой театральный роман с Арбатом. Ведь Щукинское училище и театр Вахтангова находятся здесь. Особенно люблю Арбат ночью. Возвращаясь домой после спектакля, можно подумать о том, как сегодня играла, или когда мы задерживаемся после премьеры, часа в 4-5 утра, особен­но ощущается неповторимая аура этой артистической улицы.

Годы учебы были очень напряженными, параллельно я снималась в кино. В фильме «Любимая женщина механика Гаврилова» есть эпизод, где грузины крадут невесту. Так вот невеста — это я! Потом была большая роль в телефильме «Кража» по Дж. Лондону. Моими партнерами были гениальный И. Смоктуновский, несравненная А. Вертинская, знаменитый Ю. Будрайтис.

Я считаю, что все встречи в жизни предопределены. Однажды летом, будучи студенткой, я отдыхала в Ялте. Нырнула в море, выныриваю, а передо мной — Василий Лановой! Могла ли я тогда подумать, что этот великолепный артист станет моим постоянным партнером в театре Вахтангова.

 Вы закончили Щукинское училище с красным дипломом и сразу же Вас взяли в театр Вахтангова…

 — Я пришла в театр, когда им еще руководил Е.Р. Симонов и уже через две недели меня ввели в спектакль «Леший» на роль Сони. Моими партнерами сразу же стали Ю. Яковлев и Ю. Борисова. Мне всегда очень везло на актеров, с которыми я работала. Они все знаменитые, но, в отличие от современных звезд театра и эстрады, это очень скромные люди и всегда помогают молодым артистам так, что чувствуешь себя рядом с ними достойным партнером. Чем человек талантливее, гениальнее — тем он проще.

— Вы заняты практически во всех репертуарных и аншлаговых спектаклях театра. Какие работы явились для Вас наиболее значимыми?

 -Несомненной удачей для меня явилась встреча с П.Н. Фоменко. Я считаю его своим театральным учителем. В спектакле «Государь ты наш, Батюшка» о Петре I, он поручил мне роль Екатерины I. После этой сложной и успешной работы были очень разные и интересные работы в спектаклях этого мастера: Отрадина в «Без вины виноватые», княжна Полина в «Пиковой даме», мадмуазель Ортанс в «Чуде святого Антония»,

Помимо блестящих театральных работ, какую из своих последних ра­бот в кинематографе Вы бы отметили?

— Для меня это роль в фильме «Только не уходи!», где я играю главную роль. В фильме есть все: трогательный сюжет, сильные чувства, сладкая жизнь и пронзитель­ная грусть. Но есть и нечто большее. Ольга Земцова — моя героиня — очаровательная женщина, которой в жизни все удается. Она окружена любовью и восхищением, но в этот момент судьба наносит ей удар. Ольга узнает, что она заражена СПИДом. Жизнь больше не имеет смысла, но именно в этот момент к ней приходит настоящая любовь. Эта роль явилась поворотной вехой в моей жизни. Я многое переосмыслила, пережила. Фильм снят замечательным актером и режиссером Александром Михайловым. Он же сыграл в этом фильме главную мужскую роль.

Слушая Вас, Елена, создается впечатление, что Вы родились под счастливой звез­дой и удача не оставляет Вас. Но, недаром говорят, что актерский талант на 90% состоит из напряженной, все­поглощающей работы…

 — Действительно. Я человек очень деятельный. Состою в Совете Дома Актера, пишу сценарии, эпиграммы и поздравления к капустникам, творческим вечерам и юбилеям наших ведущих актеров, участвую в работе актерского Женского клуба. Общение с такими неординарными женщинами, как А. Ларионова, Т. Семина, Т. Глоба, И. Хакамада и др. дает мне мощный творческий импульс.

— Из сказанного Вами становится ясно, что профессия актрисы для Вас -больше чем просто профессия. Это Ваша жизнь…

-Да, если профессия — часть твоей жизни, то это счастье. Бывают минуты, когда я не верю своему счастью, но, тем не менее, это так и благодарю судьбу за этот великолепный подарок.