Большой театр, будьте бдительны!
На 91 году жизни Театр имени Евг. Вахтангова явно переживает пору второй молодости. Пока одни с пеной у рта хоронят стационарный театр, здесь, на Арбат, 26, почти ежемесячно выпускают премьеры. И чуткие зрители снова потянулись в зал. Что-то получается лучше, что-то хуже, что-то не получается вовсе. Это совершенно естественно: не ошибается лишь тот, кто ничего е делает. К тому же то, что одни воспринимают восторженно, другим может быть совсем не по душе: сколько голов, столько и умов…
Только что состоялась премьера… хореографического спектакля по мотивам романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» на музыку А. Шнитке, П.Чайковского, Г. Малера, Г.Форе в постановке Анжелики Холиной, художника – сценографа Мариуса Яцовскиса, художника по костюмам и гриму Юозаса Статкявичуса, художника по свету Тадаса Валейка.
Несколько лет тому Театр имени Евг. Вахтангова поставил пластический спектакль «Берег женщин», использовав песни в исполнении Марлен Дитрих. Он и сегодня идет с успехом, хотя в нем заняты вовсе не звезды, а исключительно молодые артисты. Но то было собрание хореографических миниатюр. Сейчас же Холина замахнулась на один из самых значительных романов Л.Н. Толстого. И решилась представить его на драматической сцене без единой реплики, исключительно с помощью танца и пластики.
Что правда, «Анну Каренину» мы прежде видели в Большом театре и у Бориса Эйфмана. Но то, согласитесь, были балетные труппы. А здесь мы имеем дело с артистами, воспитанными в драматической школе.
Однако, оказывается все эти движения весьма условны. И вахтанговские актеры ведет свои роли, будто только что окончили хореографическое училище. При этом не может быть и речи о каком-то снисхождении: и хореография, и внутренняя наполненность, и внимание к психологическим деталям – все на высочайшем профессиональном уровне! А какая увлеченность, какая синхронность! Что за стремительный темп и ритм! Какие костюмы, прически, какая мимика! Тем, кто хорошо знают роман, кажется, что артисты не просто двигаются в пространстве, но и произносят толстовский текст.
Кроме Евгения Князева – Алексей Каренина, в спектакле заняты молодые вахтанговцы. За исключением многообещающего дебюта Ольги Лерман (Анна), Дмитрия Соломыкина (Вронского) и Анастасии Васильевой (Бетси), все в спектакле исполняют по несколько ролей и делают это с таким восторгом, который м нам передается, почему спектакль неоднократно прерывается овациями. Можно лишь позавидовать театру, у которого так собрана труппа, что он может без опасений вызвать на соревнование любой балетный коллектив и одержать победу на чужой территории. Так что, Большой театр, учтите и будьте бдительны!
Не знаю, правда ли это или анекдот, но на премьере балета Б.Асафьева «Пламя Парижа» Вл. И. Немирович- Данченко оказался в ложе Большого театра рядом с колхозниками – жителями Средней Азии. Перед началом спектакля они поинтересовались, на каком языке будет идти спектакль? — Это балет, — пояснил Владимир Иванович, — здесь не говорят, а только танцуют. Но когда хор вдруг запел «Марсельезу», соседи по ложе снисходительно заметили: — Видать, вы, дедушка, сами впервые в театре…
Не знаю, что сказали бы те зрители сегодня. Но уверен, что Владимир Иванович остался бы доволен, если бы увидел сейчас «Анну Каренину» у вахтанговцев. Ведь в «девичестве» Театр имени Евгения Вахтангова носил имя III Студии Художественного театра.