Большой театр, будьте бдительны!

Борис Поюровский, Москвичка от 17 мая 2012

На
91 году жизни Театр имени Евг. Вахтангова явно переживает пору второй
молодости. Пока одни с пеной у рта хоронят стационарный театр, здесь, на Арбат,
26, почти ежемесячно выпускают премьеры. И чуткие зрители сенова потянулись в
зал. Что-то получается лучше, что-то хуже, что-то не получается вовсе. Это
совершенно естественно: не ошибается лишь тот, кто ничего е делает. К тому же
то, что одни воспринимают восторженно, другим может быть совсем не по душе:
сколько голов, столько и умов…

Только
что состоялась премьера… хореографического спектакля по мотивам романа Л.Н.
Толстого «Анна Каренина» на музыку А. Шнитке, П.Чайковского, Г. Малера, Г.Форе
в постановке Анжелики Холиной, художника – сценографа Мариуса Яцовскиса, художника
по костюмам и гриму Юозаса Статкявичуса, художника по свету Тадаса Валейка.
Несколько лет тому Театр имени Евг. Вахтангова поставил пластический спектакль
«Берег женщин», использовав песни в исполнении Марлен Дитрих. Он и сегодня идет
с успехом, хотя в нем заняты вовсе не звезды, а исключительно молодые артисты.
Но то было собрание хореографических миниатюр. Сейчас же Холина замахнулась на
один из самых значительных романов Л.Н. Толстого. И решилась представить его на
драматической сцене без единой реплики, исключительно с помощью танца и
пластики.

Что
правда, «Анну Каренину» мы прежде видели в Большом театре и у Бориса Эйфмана.
Но то, согласитесь, были балетные труппы. А здесь мы имеем дело с артистами,
воспитанными в драматической школе.

Однако,
оказывается все эти движения весьма условны. И вахтанговские актеры ведет свои
роли, будто только что окончили хореографическое училище. При этом не может
быть и речи о каком-то снисхождении: и хореография, и внутренняя наполненность,
и внимание к психологическим деталям – все на высочайшем профессиональном
уровне! А какая увлеченность, какая синхронность! Что за стремительный темп и
ритм! Какие костюмы, прически, какая мимика! Тем, кто хорошо знают роман,
кажется, что артисты не просто двигаются в пространстве, но и произносят
толстовский текст.

Кроме
Евгения Князева – Алексей Каренина, в спектакле заняты молодые вахтанговцы. За
исключением многообещающего дебюта Ольги Лерман (Анна), Дмитрия Соломыкина
(Вронского) и Анастасии Васильевой (Бетси), все в спектакле исполняют по
несколько ролей и делают это с таким восторгом, который м нам передается,
почему спектакль неоднократно прерывается овациями. Можно лишь позавидовать
театру, у которого так собрана труппа, что он может без опасений вызвать на
соревнование любой балетный коллектив и одержать победу на чужой территории.
Так что, Большой театр, учтите и будьте бдительны!

Не
знаю, правда ли это или анекдот, но на премьере балета Б.Асафьева «Пламя
Парижа» Вл. И. Немирович- Данченко оказался в ложе Большого театра рядом с
колхозниками – жителями Средней Азии. Перед началом спектакля они
поинтересовались, на каком языке будет идти спектакль?


Это балет, — пояснил Владимир Иванович, — здесь не говорят, а только танцуют.

Но
когда хор вдруг запел «Марсельезу», соседи по ложе снисходительно заметили:


Видать, вы, дедушка, сами впервые в театре…

Не
знаю, что сказали бы те зрители сегодня. Но уверен, что Владимир Иванович
остался бы доволен, если бы увидел сейчас «Анну Каренину» у вахтанговцев. Ведь
в «девичестве» Театр имени Евгения Вахтангова носил имя III Студии Художественного театра.