Театр имени Вахтангова попрощался, но обещал вернуться

Учительская газета от 27 июля 2012

Закончился театральный сезон, закрылся на лето и Театр им. Е.Б. Вахтангова. Для одного из старейших театров Москвы прошедший сезон был знаменательным – помимо ряда громких премьер, открытия новой театральной студии названной «Первой», они отметили несколько юбилеев, среди которых и шестидесятилетие худрука, и собственное девяностолетие. Отметили не просто торжеством, на которое пригласили друзей и почитателей, а удивительной премьерой, созданной несколькими режиссерами во главе с художественным руководителем Римасом Туминасом – «Пристань». Наш фоторепортаж погрузит вас в это необычное действо.

«Пристань» — как место, куда в своем долгом плавании по морю жизни пришвартовался корабль знаменитого театра, чтобы оглянуться на прошедшее, осмыслить пройденное, подвести итог, и ринуться к новым творческим поискам и открытиям.

Именно этим этапным спектаклем, составленном из фрагментов знаменитых пьес, в которых в качестве бенефициантов выступили самые знаменитые и любимые корифеи труппы, театр закрыл свой сезон.  И на фоне декорации, представляющей и зал ожидания какого-то порта, и условный храм, и храм вполне конкретный – храм искусств с фасадными колоннами Театра им. Е. Вахтангова, вновь пронеслись перед зрителями эпизоды жизней людей разных эпох, разных стран.

За тяжелым письменным столом – Галилео Галилей из драмы Бертольда Брехта «Жизнь Галилея» (народный артист РФ Вячеслав Шалевич). Он решает сложную дилемму: настоять на своей научной гипотезе, навсегда лишившись возможности исследований или отречься от своих открытий, к которым – он знает – человечество обязательно вернется, но продолжить путь к новой науке.

Философские размышления о природе компромисса  сменяются инсценировкой рассказа Ивана Бунина «Благосклонное участие» в исполнении заслуженной артистки РФ Галины Коноваловой.

Одна из старейших членов труппы, на сцене Вахтанговского театра она работает с 1938 года. Но кто вспомнит о возрасте, когда ее героиня, бывшая актриса императорских театров, готовится к единственному в году традиционному выступлению на студенческом бале, преображаясь из доживающей свой век старушки в блистательную, искрометную царицу подмостков. Но всему хорошему приходит конец, и триумфальное выступление с бурными проводами восторженной молодежи сменяет отъезд в холодную, вьюжную ночь. А из снежного вихря на авансцену выходит народный артист СССР Василий Лановой, чтобы прочесть любимые строки поэзии Александра Пушкина.

Торжественный строй пушкинских строф, которые актер не стесняется произносить возвышенно-благородно, совсем не современно, сменяет… «Визит дамы» по пьесе саркастичнейшего Фридриха Дюрренматта. Возбужденный шум городской толпы, яркий свет – в маленький провинциальный городок прибывает когда-то изгнанная отсюда, а ныне – мультимиллионерша Клара Цаханассьян.

Ослепительная, остроумная и не утратившая ироничной жизнерадостности героиня народной артистки СССР Юлии Борисовой, словно величественная царица Клеопатра появляется, восседая на паланкине, в окружении восхищенной свиты. Появляется, чтобы заключить с городом сделку: она даст городу миллион, если добрые буржуа предадут смерти ее бывшего возлюбленного и виновника былых несчастий. Жизнь – за любовь, казалось бы, давно миновавшую? Не только. Ею движет и желание поднести блюстителям морали и нравственности, когда-то покрывших ее позором, зеркало, дабы доказать их собственную растленность, ибо за деньги они готовы принести в жертву одного из них. Натура яркая и сильная, она, кажется, мечтала о мести, целенаправленно шла к ней всю жизнь. Но когда враг умирает, она испытывает не удовлетворение, а разочарование, еще не до конца осознанную мысль о том, что цель была ложной.

И вновь – контраст. Саркастичную эскападу Дюрренмата, сыгранную с исключительным темпераментом и иронией, присущим обворожительной Юлии Борисовой, сменяют исповедальные интонации бунинских «Темных аллей». Печальный рассказ одинокого человека, отказавшегося от любви, от первого лица ведет народный артист СССР Юрий Яковлев. Роль возлюбленной, с которой он когда-то расстался, нечаянно встретился вновь, но испугался забрезжившей было надежды, играет молодая, но уже достаточно известная актриса – заслуженная артистка РФ Лидия Вележева.

А для фрагмента из «Цены» Артура Миллера выбран отрывок, где главным героем становится торговец подержанной мебелью Грегори Соломон, воплощая которого, народный артист СССР Владимир Этуш находит точные интонации характерного трагикомического юмора и умудренности старого еврея. И кто еще может так свободно, так естественно общаться не только со своими партнерами  — Александром Рыщенковым (Виктор Франк)  и Верой Новиковой (Эстер), но и со всем зрительным залом, подходя к самой рампе, всматриваясь в лица публики и отдавая ей те принципы житейской мудрости, что вынес за свою нелегкую жизнь?

И – вновь комедия – отрывок из «Филумены Мортурано» классика итальянского неореализма Эдуардо де Филиппо, истории о том, как многолетняя любовница, мать детей своего легкомысленного возлюбленного, используя смекалку и народную хитрость, женит его на себе, дабы дать своим детям имя. Дуэт народной артистки РФ  Ирины Купченко – Филумены — и народного артиста РФ Евгения Князева – Доменико Сориано — задорен, смел, остроумен. И хотя актеры относятся к более молодому поколению, нежели солисты других эпизодов, они несут ту яркую индивидуальность, что всегда особенно ценилась вахтанговцами. И чем всегда отличалась актриса, играющая Бабуленьку из «Игрока» Федора Достоевского — главную роль последнего фрагмента «Пристани»  — народная артистка РФ Людмила Максакова.

Бабуленькой ее персонаж  назвать никак нельзя – стильная, стройная, в папахе «ля рюс» слегка набекрень с воинственно торчащим пером. И столько в ней куража, самозабвенной азартности и жизнелюбия, что заткнет за пояс окружающих молодых людей.

Так же даст фору многим молодым театрам сам театр, который в свои 90 лет ставит такие насыщенные мыслью, эмоциями, чувствами и незабываемыми образами спектакли.  Да и как иначе, если в финале над корифеями нынешними, над актерами, принимавшими участие в постановке (а это – почти вся труппа), взмывают паруса, полные ветра, и на белых полотнищах – лики тех, кто создал Театр, кто принес ему славу, – Евгений Вахтангов и Юрий Завадский, Михаил Астангов и Цецилия Мансурова,  Рубен Симонов, Борис Захава, Николай Гриценко.

В последний день сезона труппа вышла за рамки зала, на специально построенные уличные подмостки, где параллельно со спектаклем шел концерт с участием не занятых в «Пристани» членов труппы – ведущей Юлии Рутберг, заслуженной артистки РФ, известного не только по театральным работам, но и ролям в кино Виктора Добронравова, заслуженной артистки РФ Елены Сотниковой и дебютантов – самых юных членов коллектива — совсем недавно набранной Первой Студии.

Что ж, местоположение – Арбат, со свободой уличного творчества – обязывает, и потому по окончании спектакля к своим товарищам присоединяются все, дабы попрощаться со зрителями до нового сезона. А он – не за горами: 4 сентября он вновь откроется  спектаклем «Пристань», знаковой постановкой Театра им. Е. Вахтангова.