Театр впервые попал в кадры

Марина Райкина, Московский комсомолец от 25 июля 2012

Ну
вот и завершился еще один театральный сезон. Но именно этот — 2011/2012 —
войдет в историю как поворотный в театральном процессе. Хотим мы того или нет,
но пошел новый отсчет времени.

«Великая магия».

В этом
сезоне на театре многое произошло ВПЕРВЫЕ. Итак, ВПЕРВЫЕ пошатнулись
позиции директорского корпуса, который в последние годы казался неуязвим
и оттого держался нахально-развязно-самоуверенно: все позволено. Однако
в Театре Маяковского новый худрук Миндаугас Карбаускис неожиданно идет
на конфликт с директором, приданным ему бывшим руководством
Департамента культуры. Ставит вопрос ребром: или она, или я. Труппа встает
на сторону худрука, и новый глава Департамента культуры г-н Капков
убирает директора с переводом в театр Рубена Симонова. К концу
сезона случайную в театральном деле даму и оттуда попросят.
Прецедент!

— ВПЕРВЫЕ
добровольно, а не по причине естественного конца оставляет пост
худрука Ермоловского театра Владимир Андреев (дай бог ему здоровья), уступив
руководящее кресло Олегу Меньшикову.

— ВПЕРВЫЕ
шерстят руководство московских театров и по причине профессиональной
несостоятельности освобождают от должностей директора Театра кукол
на Спартаковской, директора Театра Виктюка. Плюс кресло оставляет директор
Центра драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина.

— ВПЕРВЫЕ
всерьез задумываются о подготовке новых кадров (при существующих
факультетах театральных менеджеров и продюсеров в ГИТИСе
и Школе-студии МХТ). При Центре им. Мейерхольда открывается «Школа
театрального лидера».

— ВПЕРВЫЕ
в стране, где на всех уровнях, снизу доверху, презирают старость,
появляется спектакль об уважении к возрасту, старости,
традициям — «Пристань» в Вахтанговском. И становится лучшим
спектаклем сезона — честный, умный, красивый.

— ВПЕРВЫЕ
появляется спектакль, где впрямую, а не эзоповым языком называют имя
главы российского правительства, в очередной раз ставшего главой государства.
Он представлен в сатирическом виде — «БерлусПутин», Театр
DOK. 

— ВПЕРВЫЕ
в социальных сетях именно по политическим мотивам появляются нападки
на кумиров, перерастающие в кампанию — бессмысленную
и беспощадную.

— ВПЕРВЫЕ
количество дискуссий о жизнеспособности репертуарного театра на душу
населения зашкаливает. Ему в очередной раз пытаются вынести смертный
приговор.

— ВПЕРВЫЕ
театр выходит на улицу. На Чистых прудах, у памятника Абаю,
играют политический спектакль. Хотя бульвар — сам как один сплошной театр.

А также:

— открываются
новые экспериментальные площадки: проект «Платформа» на Винзаводе,
«Политеатр» в Политехническом. Возникают маленькие частные театры (частные
большими быть никак не могут), приятно удивляющие новыми формами, —
Театр вкуса, например;

— свою
жизнеспособность и креативность подтверждают фестивали, ориентированные
на европейский опыт, — «NET», «Гаврош», «Другой театр».

И наконец:

— в центре
Москвы Вахтанговский театр получает площадь под общежитие для молодых артистов
и открывает его.

Ряд
приятных правильных событий и шагов радует, но не он суть,
не он главное. Главное — с ног на голову перевернута
система ценностей. Диагноз тяжелый, осложненный, болезнь почти
неизлечима — агрессивное, генетическое стремление к революциям посредством
лишь разрушений. Все это проявилось в этом сезоне так четко, как бывает
только у больного в острый период.

Основным
мальчиком для битья стал репертуарный театр, которым вообще-то при всех его
издержках нужно гордиться как феноменом. Ни одна страна мира не может
позволить себе содержать такое количество театров. А в России театр
едва ли не единственный очаг образования для малокультурных поколений
(как минимум двух), выращенных на телевизионном «мыле» и плебейском
шоу-бизнесе. Тем не менее весь сезон буквально зашкаливало
от количества дискуссий с тематикой «Репертуарный театр жив или
мертв?». Что это, каждый раз думала я, имитация процесса
теоретиков-модераторов, получивших гранты от государства на развитие
современного искусства и таким образом их оправдывающих? Или
беспомощность практиков? К слову замечу: основные критики репертуарного
театра лучше многих пользуются его преимуществами. Заигрались?

Но,
как показывают мои многолетние наблюдения, проблема не в репертуарном
театре как таковом, а в людях, ловко приспособивших его структуру под
свои нужды. И в законах, допускающих такое положение дел. Там, где
адекватные люди думают о развитии дела, а не о собственном
бизнесе в театре, там и рептеатр — это хорошо. Пока что хорошо
в театрах: МХТ им. Чехова, Театре Фоменко, «Ленкоме», «Стасике»,
«Театриуме на Серпуховке», «Сатириконе», «Современнике», им. Моссовета.
Ведь сам репертуарный театр за нарушения и беспредел малоспособных
людей не может отвечать: как ни назови, сколько денег
ни вливай — результата не будет. А театр, как
и прежде, с хладнокровием преступника требует жертв: сколько
в него вложишь, столько и получишь.

Не стоит
сокрушаться, что культура у новой старой власти не в приоритетах
и денег, как на развитие нефтедобывающей промышленности, здесь не будет.
Проблема и боль сегодня в другом: не власть
разочаровывает — ее поступки и мотивация вполне предсказуемы.
Бесконечно разочаровывают люди искусства, и театра в частности. Они
изнутри раскачивают и без того шаткое здание театра. Вместо того чтобы сплотиться,
как перед бедой, и конструктивно, без истерии пытаться наладить систему,
сделать ее эффективной. Не умеют.

Зато
умеют кричать, забалтывать проблему, заводить ее в тупик —
чувство опустошенности. И хуже того — шельмовать и травить тех,
кто хоть что-то делает. С каких это пор люди, делающие доброе, крайне
нужное дело, в социальных сетях объявляются чуть ли врагами
демократии и народа? И в какой стране мира такое возможно?
Чулпан Хаматова и Евгений Миронов: одна с тяжелобольными детьми,
другой — со стариками и артистами из самой что
ни на есть российской глубинки — оказались хуже любого
бездельника или просто зарвавшейся, мало что понимающей в жизни
телеведущей совсем уже непристойной передачи.

Так
вот театральное сообщество, увы, не выдержало испытаний единством перед
лицом оголтелой, агрессивной соцсети. И некоторые артисты с умным
видом спрашивали: как же можно агитировать за Путина, который
и так обязан выделять деньги на лечение детей с онкологией
и стариковские пенсии? Не о Путине речь и не о легитимности
коррумпированной насквозь власти, а о тех непонимающих, что пока
Хаматова или кто-то другой будет выяснять гражданскую принципиальность
в поисках правды и справедливости, ребенок умрет, так
и не дождавшись нужных лекарств и срочной операции. Тот самый
маленький, бледный, лысый, без бровей и ресниц от химии, о слезе
которого так любят образно поминать образованные и креативные люди.
Я видела, что Чулпан (как и Женя) в тот момент тяжело переживала
нападки: это непросто из народных любимцев в один момент превратиться
в изгоев.

Внимание!
Именно с таких моментов начинаются потери ценностей: белое названо черным,
а черное белым. И что теперь, назад дороги нет?

Театральная премия «МК» Сезон-2011/2012

Мэтры:

1.
Лучшая мужская роль — Евгений Миронов (слуга Жан, «Фрекен Жюли», Театр
наций);

2.
Лучшая женская роль — Юлия Борисова, Галина Коновалова (Клара Цаханассьян,
старая актриса императорских театров, «Пристань», Театр им. Вахтангова);

3.
Лучшая мужская роль второго плана — Александр Леньков (Иван Антонович
Расплюев, «Свадьба Кречинского», Театр им. Моссовета);

4.
Лучшая женская роль второго плана — Роза Хайрулина (Варвара Алексеевна, «Дьявол»,
Театр п/р Олега Табакова);

5.
Лучший спектакль — «Пристань» (Театр им. Вахтангова, режиссер Римас
Туминас)

Полумэтры:

1.
Лучшая мужская роль — Виктор Вержбицкий (Отто Марвулья, «Великая магия»,
Театр им. Пушкина);

2.
Лучшая женская роль — Рамиля Искандер (Элеонора, Эсме, «Рок-н-ролл»,
РАМТ);

3.
Лучшая мужская роль второго плана — Илья Исаев (Макс, «Рок-н-ролл», РАМТ);

4.
Лучшая женская роль второго плана — Александр Семчев (Антонина Павловна
Опояшина, «Событие», МХТ им. Чехова);

5.
Лучший спектакль — «Письмовник» (МХТ им. Чехова, режиссер Марина
Брусникина)

Начинающие:

1.
Лучшая мужская роль — Александр Голубев (Володя, «Письмовник», МХТ им.
Чехова);

2.
Лучшая женская роль — Полина Лазарева (Верочка, «Месяц в деревне»,
Театр им. Маяковского);

3.
Лучшая мужская роль второго плана — Василий Симонов (студент, седьмой муж
Клары Цаханассьян, «Пристань», Театр им. Вахтангова);

4.
Лучшая женская роль второго плана — Ольга Смирнова (Бетти Слоним, «Шошу»,
Театр наций);

5.
Лучший спектакль — «Дьявол» (Михаил Станкевич, Театр п/р Табакова)

Другие номинации:

Музыкальный
руководитель — Светлана Филиппович («Огниво», «Театриум
на Серпуховке»);

Дуэт —
Никита Ефремов — Артур Смольянинов («Горбунов и Горчаков», театр
«Современник»)

Художник —
Лариса Ломакина

Эксперимент —
«БерлусПутин» (Театр Doс)

Театральный
директор — Кирилл Крок (Театр им. Вахтангова)

Проект —
«Школа театрального лидера»

Новый
театр — Театр мюзикла, Театр вкуса