Благородная сторона Николая Гриценко
На одной из самых старых улиц Ясиноватой, Октябрьской, стоит маленький домик. Сейчас он ничем не отличается от других:
пластиковые окна, цветы во дворе. Но сегодня исполняется сто лет событию, которое произошло в этом доме. Здесь, в семье переписчика вагонов Олимпия и его жены Фаины, родился легендарный советский актер Николай Гриценко.
А сестра родилась в Горловке
Ясиноватая празднует это событие — в городе завершается работа над музеем народного артиста СССР, вот-вот выйдет книга о его жизни. Инициатор всего этого — заведующая отделом культуры и туризма горсовета Лариса Ищенко в соавторстве с московской журналисткой Еленой
Семеновой.
— Я собирала материалы о Николае Гриценко два года, — говорит Ищенко. — Ездила в Москву, где у меня было четырнадцать интересных встреч с известными людьми, среди которых актеры Владимир Этуш и Людмила Максакова. В результате узнала много новых фактов о своем земляке. Я попыталась глазами простого человека увидеть во всех фактах его жизни благородную сторону.
Детство одного из главных злодеев киноэкрана пришлось на годы революций, голода, тифа. В 1917 году семье Гриценко даже пришлось на
несколько месяцев переехать в Горловку, где увидела свет его младшая сестра Лилия, которая тоже стала известной актрисой, народной артисткой России.
За парту Николай сел в родном городе. Здание ясиноватской школы №1 стоит и сейчас. В советское время к нему пристроили новый кирпичный корпус, но если подойти к школе не с площади Славы, а с обратной стороны, то можно увидеть маленькое белое здание в тени старых деревьев. Здесь Коля и постигал азы науки. Впрочем особого прилежания в этом деле не проявлял. Зато развлекал и учителей, и одноклассников забавными историями о том, почему не приготовил домашнее задание. Об актерском ремесле в то время Гриценко не задумывался — он увлеченно учился играть на скрипке в Макеевской музыкальной школе.
В 19 лет, после окончания Днепропетровского транспортного политехникума, Николай начал работать техником-десятником на станции Мушкетово, потом — смотрителем в родной Ясиноватой. Через год сменил профессию и стал техником-конструктором макеевской «Стали». Работа казалась невыносимо скучной, и, чтобы развеяться, он поступил на музыкально-драматический рабфак. Театр неожиданно захватил его целиком —
переиграв все роли в любительском театре, в 1934 году молодой человек отправился в Киев.
Аплодисменты заслуживал бессловесными ролями
В «матери городов русских» Гриценко без труда поступил в техникум при музыкально-драматическом институте им. Лысенко. Студенческая жизнь была веселой, даже слишком. Как-то на спор Николай прошелся по Крещатику в барском халате, шокировав киевлян. Расслабленного и сытого
«барчука» никто не посмел остановить. Тем не менее, учиться Николаю было скучно и здесь. Поэтому через год, 21 сентября 1935 года, Гриценко был отчислен за невыполнение обязанностей. Но молодому дарованию в то время было не до этого — к Николаю нагрянула первая любовь. Вместе с юной женой и всей своей семьей Гриценко переехал в Москву.
Здесь он в очередной раз попытался закончить образование. За три года сменил три учебных заведения: школу при МХАТЕ, при ЦТКА, наконец, Щукинское театральное училище. Но остался верен в итоге Вахтанговской школе, в театре которой он проработал всю жизнь. Диапазон его ролей был необъятным — от простоватого шахтера Степана в спектакле «Макар Дубрава» до холодно-интеллигентного Каренина в знаменитой экранизации. Но первые роли мэтра были крохотными. Новичкам в театре Вахтангова (среди которых был, к примеру, Юрий Яковлев) долго рассказывали о том, что «Николай Гриценко начинал с бессловесных проходов по сцене, например, в «Дон Кихоте» — и заслуживал аплодисменты».
Война внесла свои коррективы в планы актера. В самом ее начале здание театра погибло от бомбы. Началась срочная эвакуация в Омск, на
которую Гриценко опоздал, поэтому уехал в Архангельск на командирские курсы, оставив семью в Москве.
Первые роли Николая Гриценко в кино оказались положительными: Николай в культовой для своего времени «Машеньке», гусар Александр Фаддеев в «Старинном водевиле».
Из-за Сталинской премии попал в опалу
Судьбоносной для актера стала роль Артамашева в «Кавалере Золотой Звезды». Фильм получил Сталинскую премию. Как рассказал сотрудник музея кино Алексей Тримасов, это был последний год, когда она существовала, после этого ее переименовали в Ленинскую.
Однако из-за вечного бюрократизма актерам долго не выплачивали деньги. Прямолинейный Гриценко высказался на эту тему. И после этого началась опала. Достаточно просмотреть список его ролей, чтобы понять, как наказали его советские чиновники: ни одного положительного героя актеру сыграть больше не довелось.
— Советское время — пора идеализированных героев. Писали о хороших ребятах: председателях колхозов, горячих коммунистах и актерах,
которые воплощали их на экране. Мы с сотрудниками музея кино просмотрели огромный объем критических материалов периода СССР и не нашли ни одного, посвященного Николаю Гриценко. А для него было всё равно, хороший или плохой человек его герой, ему была важна глубина образа, — рассказала корреспонденту «Донбасса» Лариса Ищенко.
Он же вообще относился к кино довольно холодно. Как вспоминает Людмила Максакова, «для него, кроме театра, ничего не существовало».
Но такая опала была совершенно негласной, налицо противоречивый факт — Гриценко получил звание заслуженного артиста, не будучи членом партии, — уникальная для советского времени деталь.
И Этуш, и Максакова, и Василий Лановой, и многие другие коллеги по цеху говорят об удивительном мастерстве перевоплощений Николая Олимпиевича. Режиссер Сергей Елахишвили вспоминает:
— Рубен Симонов с некоторым страхом ждал появления Гриценко на репетиции потому, что если другие актеры имели один, реже два
варианта роли, то у Гриценко их могло быть десять и более. Временами он ставил эксперименты — приходил в театр в образе другого человека, в результате его не узнавали служители и не хотели пускать на репетиции. А однажды во время спектакля Гриценко не узнала даже собственная мать.
Как у всякой творческой личности, у него был ряд забавных странностей. По воспоминаниям близких, он на дух не переносил чтения,
но просто обожал кинохронику. При этом держал дома великолепную библиотеку. Однажды он спросил у своего друга Вячеслава Шалевича, какого тома ему еще не хватает. Тот посоветовал ему купить Майн Рида за то, что книга была… фиолетового цвета. Гриценко так и сделал.
О своем родном городе Гриценко помнил всю жизнь. Когда в Москву приезжали ясиноватские знакомые, он всегда принимал их как радушный хозяин, интересовался местами, где провел детство, людьми, которые там остались. Помнят о своих корнях и потомки Николая Гриценко. По словам Ларисы Ищенко, дочь актера и внучку в Ясиноватой ждут в гости к праздникам, посвященным его юбилею.
При всей своей энергичности, умении найти выход из любой ситуации на сцене, в быту Гриценко был беспомощен, как ребенок. В пожилом
возрасте эта черта характера обошлась ему очень дорого. Последняя жена Николая Олимпиевича играла на его слабостях, как виртуоз на скрипке, что в конечном счете привело к попаданию знаменитого актера в психиатрическую больницу, где Николая Гриценко не стало.
Театр Вахтангова богат полулегендарными историями. Одну из таких рассказал Леонид Филатов. В день, когда Николай Гриценко ушел из
жизни, актеры спокойно отыграли спектакль, не подозревая о случившемся. И когда они вышли на поклон, неизвестно откуда на сцену вылетел белый голубь и стал кланяться…
Бег за походками
Екатерина Гриценко, дочь народного артиста, вспоминает, что манеры, походки, мимику для своих героев отец создавал двадцать
четыре часа в сутки. Николай часто ходил с дочерью гулять, катал ее на машине, рассказывал интересные истории. Но если во время прогулки видел интересного человека, то забывал обо всем на свете и наблюдал за ним, шел следом, как завороженный. В такие моменты девочка могла спокойно разворачиваться и идти домой — отец бы не обратил на этоникакого внимания.