Директор

Вера Панина, Планета Красота от 1 марта 2012

Два года назад директором  Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова был назначен Кирилл Игоревич Крок. Сорокалетний Кирилл Крок не был новичком в театре. Больше десяти лет он поработал в Московском театре «Модернъ» заместителем художественного руководителя, фактически — директором театра. Параллельно он работал в школе-студии МХАТ, заместителем ректора, директором Учебного театра.

Кирилл Крок привык решать самые разные вопросы, не боялся ответственности. И вот – приглашение в ведущий коллектив страны с девяностолетней историей, традициями и одной из самых блистательных трупп, поразившей Москву яркими премьерами, выпустившей один из лучших столичных спектаклей «Дядя Ваня». Возглавляет театр художественный руководитель и один из самых интересных театральных режиссеров Римас Туминас, выпускник ГИТИСа.

И уже сегодня можно сказать, что выбор оказался удачным: во главе театра настоящий тандем — взаимопонимание у худрука и директора полное. Они делают одно дело, любят свой театр, понимают уникальность труппы, чтут традиции и думают о будущем.

О Вахтанговском театре, о трудностях и радостях директорской жизни, о непростой экономической и правовой  ситуации, в которой сегодня работает российский театр – наш разговор с К.И. Кроком.

Мы сидим в директорском кабинете, обставленном солидной антикварной мебелью из красного дерева. Сияет паркет. В углу – огромный экран плоского телевизора. Идет трансляция репетиции спектакля «Бесы».

Вы всегда сидите во время репетиций?

Конечно. Хотя все службы в театре, но я обязан быть тут, Осталась неделя до премьеры.

Вы пришли в театр не так давно. Обычно этому театру актеры хранят верность, а легенда театра Г.Л. Коновалова в театре более 60-ти лет. В чем видите тайну этого театра, который всегда был и остается одним из самых любимых и почитаемых — одним словом, вахтанговским.

За всю свою историю театр никогда не обманывал своего зрителя, был с ним честным. Была цензура в советское время, были обязательные проходные «датские» спектакли, но в театре Вахтангова всегда были великие мастера:  Н.Гриценко, Л.Целиковская, Ц.Мансурова, Н.Плотников…Эти актеры были  способны сказать то, что чувствует каждый…

Этот театр всегда имел свое лицо, свою мощную труппу.

Здесь одновременно существуют несколько поколений актеров, в каждом из которых яркие неординарные фигуры – Ю. Яковлев, В. Этуш, Ю. Борисова, Л. Максакова, В. Лановой, В. Шалевич, И. Купченко и многие другие. Это «старики», хотя какие старики, энергии Г.Коноваловой, старейшей актрисы труппы и молодые позавидуют. Конечно, не старики, а наш золотой фонд.

Среднее поколение – это С. Маковецкий, В. Симонов, Е. Князев, М. Суханов, В. Вдовиченков, М. Аронова, Л. Вележева, Н. Гришаева, М. Есипенко, Е. Сотникова, А. Дубровская  перечислить всех не хватить места в журнале… И молодые: О. Макаров, О. Лопухов, Л. Бичевин, М. Бердинских, С. Епишев, В. Добронравов…

В нашем театре вместе работают несколько поколений и то, что они встречаются в спектаклях, на репетициях, просто в стенах театра – это осуществление живой связи поколений, передача мастерства из рук в руки…

Сегодня в театр Вахтангова не попасть… Помню и другое время, когда зрительские предпочтения отдавались другим коллективам.

У нас один из самых больших залов в Москве — 1055 мест. А для экспериментов — малый зал на 60 мест. Идет полным ходом строительство новой сцены на 250 мест с огромным комплексом подсобных и складских помещений, Сдача объекта намечена на начало 2014 года. С приходом Римаса Туминаса в театре началась новая жизнь, он выпустил ряд блистательных спектаклей, которые заставили говорить о новой жизни прославленного коллектива.

Наш театр особенно в последние годы был востребован, но я  горжусь тем, что с 88,7% мы подняли посещаемость до 94%.

Для этого было сделано многое – продажа через кассу, работа с уполномоченными, интернет-агентство, интернет-билеты: впервые в режиме online зритель может купить билет, выбрав понравившееся ему место. Надо зарегистрироваться на нашем сайте и выбрать билеты, оплатив их кредитной картой на сайте и распечатать билет на принтере. Мы избавились от посредников, которые были в театре и занимались фактически перепродажей билетов. Предварительные продажи билетов начинаются за три месяца. За первую неделю подаются билеты на наши лучшие спектакли – «Пристань», «Дядя Ваня», «Ветер в тополях», «Мадемуазель Нитуш», «Дядюшкин сон», «Медею» и на другие.

Я прошел серьезную школу продажи билетов, так как работал в мало известном маленьком театре, расположенном в неудобном месте, далеко от метро в нетеатральном районе, где редко выпускались премьеры, где были хорошие актеры, но не было раскрученных телевидением звезд. И этот театр я сумел сделать аншлаговым. Это дело непростое, но я убедился, что есть масса административных мер, менеджерских решений. А главное, —этим делом надо заниматься день и ночь. Верить в себя и очень любить это дело, гордится, что служишь в театре…

Возникает особая энергия, когда полностью отдаешься своему делу, особая энергетика, мотивированность на труд.

Я очень ценю книгу американских исследователей «Все билеты проданы». Когда я ее читал и изучал, я понял, что ничего невозможного нет.

Да, аншлаговые востребованные кассовые спектакли –—это замечательно.  Доход от продажи билетов дает театру сегодня более 150% общего бюджета. И это дает театру определенную свободу в формировании своей репертуарной политики. На каждый рубль вложенный государством в Вахтанговский театр мы зарабатывает два рубля.

Для нас важен кассовый успех, но по-прежнему важна художественная составляющая. Если спектакль убыточен, но творчески важен для театра, в нем есть хорошие актерские работы  – он остается в репертуаре.

Я регулярно пересматриваю репертуар театра, многие спектакли смотрел не по разу. Мне важно и каков сам спектакль, и как воспринимает его публика.

Мы сознательно идем на то, чтобы ставить пьесы серьезные, предлагать зрителю непростые решения. У нас есть дорогой нам спектакль «Мера за меру», который поставил Юрий Бутусов. Посещаемость на нем – 70%-85%. Для любого другого театра – замечательно, для нас – мало.  Но это спектакль без признанных звезд в нем заняты талантливые вахтанговцы, в основе – не самая популярная пьеса Шекспира. Такие постановки необходимы театру, молодым актерам. Сейчас эта постановка едет в Лондон на Шекспировский фестиваль, а осенью в Лондон и Берлин отправляется спектакль «Дядя Ваня». В Англии в театре Макинтош планируем десять показов подряд нашего спектакля, такого еще не пробовал ни один Московский театр…

У Вас с художественным руководителем сложился хороший тандем. Откройте секрет Вашей дружной работы.

Секрет прост. Римаса Владимировича и  меня прежде всего интересует театр. Мы общаемся каждый день, советуемся по любому вопросу. Отношения руководителей театра складываются на почве общего дела, развития и совершенствования нашего театра, решения насущных задач. Мы о многом договорились «на берегу». Оказалось, что многие проблемы жизни театра мы видим одинаково.

Проблемой в театре была актерская зарплата.

Базовый оклад актера федерального театра – а эти театры давно перешли на новую оплату труда составляет всего 5 700 рублей, просто смешная и страшная  цифра…

Но артисты нашего театра получают зарплату несоизмеримо больше этой суммы благодаря тому, что выделяется президентский грант, мы платим баллы за участие в спектаклях, репетициях, за премьеры, мы платим премию, если актер помог театру в форс-мажорной ситуации – например, срочный ввод. Выпуск спектакля  предполагает поощрение артиста, а кроме того, квартальные премии существуют. Средняя зарплата в театре выросла по сравнению с 2010 годом на 36 % у основного персонала, при этом не забываем и всех сотрудников театра в целом.

У нас большие творческие планы. Сзади театра расположен двухэтажный особняк, который был сдан в аренду. Арендаторы денег не платили, а в здании открыли «гостиницу на час». Этот двухэтажный особняк сейчас, после выигранных судов с недобросовестными арендаторами, снова находится в распоряжении театра.  Мы сделали там ремонт и откроем студию – первую студию Вахтанговского театра…

Когда-то так видел будущее театра Вахтангов – школа-студия — театр. Именно такой путь позволит наиболее полно выявить способности молодых, позволит им заявить о себе, а театру — подготовить достойную смену. В студии будет 15 молодых артистов, тех, кто уже имеет диплом театрального вуза. И 2-3 молодых режиссера. Сейчас Римас Владимирович ходит в наше родное Щукинское училище и в РАТИ, смотрит, выбирает талантливых молодых режиссеров, которым будет дана возможность сразу поставить спектакль на столичной сцене. Это право получит тот, кто представит убедительную художественную программу. Мы возьмем молодых на срочные годовые контракты, финансировать программу предполагаем за счет внебюджетных средств. В подвале этого особняка будет зал на 50 человек. Конечно, основу студии составят выпускники Щуки, но могут быть в ней и выпускники других театральных школ. Мы берем новых ребят не «про запас», а на проект, надеемся за сезон поставить 3-5 спектаклей в студии.

Как Вы считаете, у Вас сегодня сложилась своя команда?

Важна не команда, а профессионалы. Всех, работающих тут, должен объединять один интерес – театр. Наша задача – административно-технического состава театра – создать условия актерам и постановочным группам для комфортного существования за достойную зарплату. Команда ориентируется на внутренние корпоративные интересы, для профессионалов, прежде всего, важны интересы дела, которому они служат. Я уверен, для всех, работающих здесь, любовь к театру обязательна. Она вообще на первом месте должна быть.

Мне было приятно, когда в субботу, в выходной день, я встретил в театре бухгалтера, которая сказала – я пришла спектакль посмотреть, который не видела.

В этом театре удивительная атмосфера, и это необходимо сохранить.

Например, если ко мне приходят в кабинет, а заходят часто, и чтобы решить проблемы  насущные, и свои дела, я стараюсь встретить человека так, чтобы он понял, что я его жду, что здесь его любят, услышат, помогут. Человеку необходимо внушать уважение и доверие. И тогда тебе ответят тем же.

У Вас  в театре все блестит и сияет. В книге Г.Л. Коноваловой есть воспоминание о том, как администратор довоенного театра ходил с белоснежным платком по театру и проверял, нет ли пыли.

Я стараюсь следить за состоянием театра, за неделю обхожу его весь, если вижу что-то, что нужно подправить, сразу же даю указание — подкрасить, побелить…

На лето огромные планы.

В прошлое лето мы привели в порядок зрительный зал и гримерки, служебные коридоры, зрительское фойе, поменяли все двери, стояки … Каждый день во время прошлогоднего летнего ремонта в театре работали 120 человек. Закупили новую мебель в гриммерки, в цеха, установили новые системы хранения костюмов…

В какой-то момент я испугался, что не откроемся к сроку, но все успели.

На лето 2012 года тоже огромные планы: ремонт технических этажей.

Я всегда помню, что скупой платит дважды и предпочитаю покупать для для ремонта в театре дорогие и качественные материалы.

Вообще когда вкладываешь каждый день труд и душу, то в какой-то момент чаша весов перевешивает, и ты видишь, что усилия твои не пропадают даром. Открыли новый экспозиционный зал нашего музея. Туда может попасть любой зритель, который пришел на спектакль.

Мы – руководство театра — добились общежития для молодых актеров. В нем будут одноместные комнаты со всеми удобствами в центре Москвы. Три номера – для семейных пар у нас такие есть. Мы поставим туда бытовую технику, мебель. Артисты знают, что о них заботятся. Это их театр, где им должно быть комфортно. Открытие нашего общежития назначаем на июнь месяц этого года, сейчас там идет ремонт, уверен это будет лучшее и комфортное жилье для артистов в Москве…

Мы понимаем, что молодому актеру невозможно купить жилье в Москве, но наши актеры востребованы, они снимаются, поэтому перспективы у них есть.

Мы приветствуем съемки, но главное, чтобы не срывалась работа театра.

Мы нашли удобный вариант. Уже сейчас, в марте, у нас готов план на июнь и актеры в зависимости от занятости в театре могут планировать свое свободное время, съемки и прочее. Актеры не подводят театр.

Притча во языцех — пресловутый 94 закон. Конкурсы, тендеры… В свое время театру предоставлялась возможность тратить без конкурса 100000 рубелей в квартал. Вашими усилиями дело дело сдвинулось с мертвой точки. Сегодня эта сумма увеличилась до 400000 рублей.

История эта была мною рассказана уже. Но вкратце повторю. В театр пришла министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Купила билет, пришла на спектакль. В антракте я к ней подошел, мы разговорились, в частности, и об этих 100 000. Она обещала меня принять для более серьезной обстоятельной беседы. Мы встретились с ней еще раз в Министерстве, объяснил ситуацию. Министр нас услышала, приняла живейшее участие. И вот теперь жизнь театров значительно облегчилась. Раньше мы проводили до 100 конкурсных процедур в год, то есть каждые три дня. Все это отнимало много сил и времени. Теперь количество конкурсных процедур сократилось почти в 3 раза. И если у театра возникает срочная необходимость в приобретении того или иного оборудования или чего-то еще – мы идем и покупаем.

Жизнь театра сегодня не проста. Когда начинали реформу бюджетной сферы, хотели как лучше, а получилось как всегда. Театры не должны финансироваться как сейчас.

Нужно реально оценивать деятельность театра, а не подбивать бюджет под необходимые цифры, надо учитывать посещаемость, количество премьер. Творчество – это искусство для людей. Если  кратко, то я придерживаюсь выработки четких критериев оценки деятельности театральных коллективов — кто работает больше, кто успешнее того и должно больше поддерживать государство в лице учредителя.

Главное, чтобы на сцене хорошо играли актеры, а в зале сидела публика. И зал на 30 мест, безусловно, отличается от зала на 400-600 мест. В театре должны быть эксперименты, работы для творческого роста актеров, для поиска новых художественных путей, но они должны составлять определенный процент репертуара театра.

Театр не должен бояться классики. Классика – не эксперимент, классика востребована. Это мы видим по театру Вахтангова. У нас самые популярные спектакли по Чехову и Лермонтову. Главное, как это прочитано режиссером, как подано.

Всякий раз, когда по тем или иным причинам возникает необходимость назначить нового директора театра, у начальства подбирающего кадры, наступает ступор. Никто не знает, где они водятся, эти диковинные рыбы – Директора?

Я глубоко убежден, что не каждый выпускник школы-студии МХАТ или РАТИ может и хочет прийти в театр.

Театр надо узнать, полюбить, а главное, быть готовым отвечать за этот конкретный огромный коллектив людей.

И надо начать работать, пройти многие ступеньки понимать и знать театр изнутри. И работать над собой в том числе. Нельзя мгновенно стать директором. Сегодня выпускники РАТИ и Школы-студии МХАТ – продюсерского, менеджерского факультета не стремятся  в театр. Из 15 выпускников-технологов в театр идут  от силы трое.

Остальные связывают свою судьбу с кино, телевидением… Там зарплата больше, остается уйма времени, там – сделал – и ушел…

А в театре все по Белинскому – идите в театр и умрите там, если можете…Нельзя быть чиновником в театре, в 18-00 закачивать работу. В это время она в театре только начинается, к театру подходит зритель…

Я люблю этот театр, театр Вахтангова. И я понимаю, что многое сделано.

Увеличилась зарплата артистов и  служб театра. Оказалось, что нам выгоднее самим играть на нашей сцене, чем сдавать ее в аренду. Мы стали больше зарабатывать, много ездим по гастролям, редкий месяц, когда параллельно с репертуаром в Москве, не играем на гастролях.

В 2011 году мы поставили 7 — и каких! премьер на Большой и малой сценах.

Мы отпраздновали юбилей и предоставили нашим народным,  артистам, которые составляют гордость не только нашего театра, но и отечественной культуры, выйти на сцену, сыграть яркие новые роли, и снова поразить зрителя..

У нас много зарубежных фестивалей — театр знают,  любят и ждут.

А, главное, у нас много планов и понимание того, что Вахтанговский сегодня  молод, полон сил, находится в блистательной форме!!!!

Наша главная забота – завтрашний день театра.

Мы работаем в тесном контакте с Щукинским училищем — ректор Щукина наш ведущий артист Евгений Князев.

Мы установили три именные стипендии для талантливых студентов.

Лучшие дипломные спектакли в течение года после окончания студентами училища  играются на сцене Вахтанговского театра. Два раза в сезон студенты училища играют на большой сцене класс-концерт.

Мы готовы к сотрудничеству с талантливыми и разными режиссерами.

Именно у нас в своей альма матер Ю.П. Любимов поставил «Бесов». Работа с этим Мастером – трудная, но в тоже время  великолепная школа для наших актеров. Уже в апреле у нас очередная премьера — «Анна Каренина» в постановке известного хореографа А. Холиной, в сентябре откроем сезон премьерой В. Иванова «Чисто семейный случай», к ноябрю месяцу в постановке Р. Туминаса Москва увидит «Евгения Онегина». Запланированы еще две премьеры на малой сцене.

Театр жив, развивается, сохраняет традиции и готов к переменам. И моя задача – сделать все, чтобы творческий процесс дарил радость созидания.