Мастер ушёл. Занавес!
Его провожали аплодисментами. Это очень торжественно. И очень тяжело, когда в темно зале в гробовой тишине звучат овации. Впрочем, здесь, в театре на набережной Тараса Шевченко, овации звучали всегда — какой бы спектакль ни давали.
Ему только-только исполнилось 80 — и месяца не прошло. Они только-только (всего каких-то несколько лет) начали обживать новое здание на набережной. Потому что раньше «фоменки» теснились в старом кинотеатре, и записываться к ним на спектакли надо было за несколько месяцев. Их так и звали — «фоменки»: по имени Мастера — Петра Фоменко. Его Мастерская. Его драгоценная коллекция, актёров в которую он отбирал поштучно: Галина Тюнина, Полина Агуреева, Полина и Ксения Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Евгений Цыганов, Кирилл Пирогов, Карэн Бадалов… Его спектакли либо хвалили взахлеб, либо так же — взахлёб — ругали. И актёры его жили на сцене так же — взахлеб.
«Петр Наумович Фоменко создал в искусстве свой особый мир, совершенно отличный от других миров, — говорит актриса Людмила Максакова. — Он был настолько особым, настолько выбивающимся из общего ряда, что к нему никто не оставался равнодушным. Кто-то его принимал, кто-то — нет. Но все понимали, что он — гений.
Фоменко был человеком, личностью огромного масштаба. А теперь мы закрыли, нет-нет, не потеряли, не перелистнули очередную страницу в истории русского театра, а именно закрыли книгу под названием «Русский драматический театр», который назывался «какое-то подобие чувств в предполагаемых обстоятельствах», так когда-то было сформулировано Станиславским. Преемников у таких людей, как Петр Фоменко, быть не может — ведь ни у Моцарта, ни у Баха не было преемников. Такие люди рождаются как некие посланники, которые нам что-то хотели сказать, что-то очень важное, что смогли услышать только они своей чуткой душой. Их жизнь продиктована свыше.
У Фоменко, помимо того что он был выдающимся режиссером, была ещё одна великая, самая благородная миссия на Земле — Учитель. Сегодня это уже большая империя Петра Фоменко — его ученики возглавляют театры, его актеры играют на лучших сценах. Он давал людям в руки профессию, чтобы они могли двигаться в ней, развиваться и передавать эти знания другим».