Движенье чувства (интервью Ольги Лерман)

Елена Губайдуллина, Театральная афиша от 1 сентября 2012

На сцене Театра им. Вахтангова она появилась совсем недавно. И практически сразу начала с главной роли. И не просто главной, а той, о которой многие актрисы мечтают всю жизнь. Юная Ольга Лерман сыграла Анну Каренину в пластическом спектакле Анжелики Холиной. Сыграла так сильно и страстно, что сразу же приковала к себе внимание и театралов, и критиков. О своих первых шагах в профессии и о первой роли Ольга рассказала в интервью «Театральной афише».

 – Ольга, родители не возражали против вашего желания стать актрисой?

– Пожалуй, родители сыграли одну из главных ролей в моем выборе. Они работают в театре, и, сколько я себя помню, мы с братом постоянно ходили и на утренние, и на вечерние спектакли, с детства сидели на репетициях. Мама – помощник режиссера, поэтому вместе с ней мы проводили в театре каждый день. Нам все было интересно и так необыкновенно! А когда нас занимали в спектаклях, была, конечно, неописуемая радость! Родители поддерживают нас в наших решениях, советуют, с чем-то не соглашаются, но всегда предоставляют право выбора. Я заканчивала хореографическое училище в Баку, и когда сказала маме, что поеду поступать в Москву в театральный институт, она меня сразу поддержала.

– Позади насыщенная занятиями учеба в Щукинском училище, первый сезон в Театре Вахтангова, ваша биография только начинается. Чем увлекает вас актерская профессия?

– Я счастлива, что занимаюсь профессией, от которой получаю удовольствие. Мне нравится переживать на сцене разные жизни, совершать поступки, которые я, может, никогда не совершу. Нравится говорить о том, о чем в жизни мне не хватает смелости сказать.

– Но порой творческие радости неразрывны с творческими муками. Делать через «не хочу» часто приходится? Что помогает в творчестве?

– Преодолевать себя – тоже часть профессии. А помощь в творческих поисках бывает разная: сегодня что-то придумала, завтра кто-то что-то подсказал, что-то увидела, что-то услышала, каждый раз ответы на мои вопросы решаются совершенно по-другому. Иногда и не решаются. Но я знаю, что в какой-то день что-то произойдет и «пазл» в голове сложится. И сложится именно в нужный момент. Например, когда мы репетировали с Александром Анатольевичем Коручековым «Незаученную комедию» (наш студенческий спектакль Щукинского училища, после выпуска мы его еще год играли в малом зале Театра Вахтангова), у меня все не получался и не получался Арлекин, а очень хотелось его сыграть! И на одной репетиции Александр Анатольевич подсказал, что нужно найти диалект, на котором Арлекин говорит. Стали пробовать, нашли кавказский, и все покатилось как по маслу.

– Вчера – Арлекин, сегодня – Анна Каренина… Роли на вас влияют?

– Наверное, каждая роль оставляет свой след на актере. Но я хотела бы не меняться под влиянием ролей, а учиться чему-то у своих героев. Хотя чаще всего мы учимся на собственных ошибках. Что изменила во мне Анна? Наверно, с ней я повзрослела.

Когда я читала в школе «Анну Каренину», я ее ненавидела, она казалась мне глупой – женщиной, которая не знает, чего хочет. Потом я видела ее несчастной. Теперь мне кажется, что она счастливая – чувственная, обманувшаяся в своей любви, но настоящая!!! Она умрет потому, что не сможет жить понарошку, потому что требует всего и сейчас. Когда я перечитаю роман лет через десять, я открою для себя еще что-то новое. Возможно, противоположное тому, что думаю сегодня.

– Как вам работалось над такой сложной ролью?

– Анжелика Холина направляет актера, подсказывает такие тонкости, которые для тебя очень важны, что тебе выгодно, а чего лучше не делать. Находит к каждому свой подход, свой язык – сейчас такое большая редкость. Она многому меня научила, и не только в профессиональном плане. Научила слушать себя, свое тело. С Анжеликой очень интересно работать, она ставит не танец, а текст. Когда я на сцене, для меня абсолютно каждое движение оправданно, я все понимаю, что хочу сказать (хотя я и не говорю в спектакле), чем сейчас живу. Для меня важно, что я доверяю Анжелике целиком и полностью.

Каждая репетиция «Анны Карениной» была необычной. Эта работа так всех сплотила, что мы стали одним большим организмом, вдыхали и выдыхали одновременно. Огромное чудо, когда происходит такое! А перед премьерой Людмила Васильевна Максакова подарила мне шкатулку, которую ей, когда она играла Анну Каренину, подарила Цецилия Львовна Мансурова, тоже игравшая Анну. Такая традиция тоже оказалась для меня чудом. Как будто ангела-хранителя ко мне приставила.

– Наверное, он вам помогает. Впереди новая, не менее значимая роль?

– Мы продолжаем сотрудничать с Анжеликой Холиной, чему я очень рада, сейчас репетируем с ней «Кармен», и это совершенно другая работа. Тоже пластический спектакль, но мне нравится, что это – совершенно противоположное тому, что я делаю в «Анне Карениной».