Сезон любви

Любовь Лебедина, Трибуна от 5 сентября 2012

Не в упрек будет сказано всем столичным театрам, но в прошлом сезоне Вахтанговский театр занял первое место по посещаемости.

Почему произошло такое чудо – можно долго рассуждать и анализировать. Ну а главная фишка, на мой взгляд, заключается в сплоченности коллектива вокруг Римаса Туминаса, который сумел повести труппу за собой и доказать, что репертуарный театр – не просто здание, где постоянно работают артисты, а нечто большее – жизнедеятельность художественных идей, находящих отклик в сердце каждого. Теперь в 92-м сезоне победителям предстоит удержать это первенство, что будет не так-то просто.

Строгий Римас Туминас в черном костюме, вернувшийся с панихиды Игоря Кваши в театре «Современник», где поставил два замечательных спектакля, начал свое выступление с того, что труднее выдержать репертуар на должном уровне, чем ставить новое. Конечно, с этим можно поспорить, и в то же время главное и первое, и второе, но где же на это взять силы и время, когда ведущие артисты: Сергей Маковецкий, Максим Суханов, Владимир Вдовиченков, Евгений Князев, Мария Аронова, Лидия Вележева и многие другие нарасхват, кино, телевидение соблазняет изо всех сил. Вот и решил Туминас вместе с директором Кириллом Кроком составить репертуар до января следующего года, чтобы артисты могли распределиться и не отпрашиваться на съемки в ущерб театру, тем самым создавая авральные ситуации в нем.

Из чего можно сделать вывод: театр тогда успешен, когда работает, как отлаженный организм, и каждый несет ответственность за порученную роль и целостность спектакля, а быть свободным – здесь понятие относительное. Не хочется говорить такие скучные слова, как творческая дисциплина, самоотдача. Но попробуй рядом с Юрием Яковлевым, который служит вахтанговской сцене, страшно выговорить – 60 лет, или с Василием Лановым, Ириной Купченко, Владимиром Этушем – 12 сентября ему предстоит сыграть двухсотый «Дядюшкин сон», схалтурить, выступить спустя рукава, думаю, «пофигисту» не поздоровится, да и стыдно как-то. Туминас прекрасно понимает, что не столько на звездах, сколько на этих исполинах держится театр, задавая высокую планку на будущее. И как подтверждение тому, аншлаговый спектакль «Пристань», где собраны могикане вахтанговской школы.

В то же время директор театра, ведя бухгалтерский учет прибыли и расходов, осознает: прошли те времена, когда актеры могли готовиться к спектаклю в убогих гримерках, а сцена освещалась допотопными софитами. Поэтому, когда актеры были в отпуске – устанавливали дорогостоящую световую и звуковую аппаратуру, гримерные приводили в порядок и даже актерский буфет преобразили до неузнаваемости, где можно выпить вкусный кофе и дешево пообедать. Таким образом, актеры, чувствуя не показную заботу о себе, охотно идут на репетиции и не бегут после их окончания стремглав домой. Выходит, как бы не иронизировали по поводу театра – семьи, это понятие остается, когда к нему относятся как к чему-то личному и дорогому. Не зря Туминас призвал своих коллег любить и гордиться своим домом, любить и дорожить друг другом.

Итак, в нынешнем сезоне любви можно будет увидеть весьма интересные спектакли. Не знаю, как кто, а я уже заинтригована сообщением о том, что Туминас приступает к постановке «Евгения Онегина» Пушкина и параллельно с другой группой артистов будет готовить международный проект «Улыбнись нам, Господи!» Кановича. Вернется в театр и Адольф Шапиро с режиссерским замыслом «Это так, если вам так кажется». А к 90-летию Владимира Этуша Павел Сафонов собирается оживить «Ромула Великого» Дюрренматта, что потребует много сил и выдумки. Неуживчивый и требовательный Григорий Дитятковский из Петербурга тоже на какое-то время поселится со своим замыслом «Школы злословия» Шеридана в стенах Вахтанговского театра, и это должна быть бомба, ибо фантастический реализм получит художественную прописку в новых условиях театрального бытия.

Скорее всего, Туминас постарается занять всех артистов в новых спектаклях, и не оставить без внимания студию, которую недавно открыл при театре. Этих красивых, молодых людей все увидели на сборе труппе, даже смогли оценить их способности во время маленькой интермедии, и все-таки им еще долго придется осваивать азы актерского мастерства, чтобы носить гордое имя вахтанговцев.