Двести неврологов, три кастелянши и один блудный отец

Татьяна Филиппова, РБК Daily от 10 сентября 2012

На сцене Театра им. Вахтангова сыграли «Обычное дело» по пьесе английского драматурга Рэя Куни. Поставил спектакль режиссер Владимир Иванов.

Любому пишущему про театр человеку приходится постоянно слышать от знакомых и незнакомых один и тот же вопрос: «А что сейчас в театре происходит? Что посоветуете посмотреть?» В этой ситуации лучше всего немедленно перевести разговор на какую-нибудь другую тему, например, спросить, что появилось новенького в деле Pussy Riot, а вопрос про театр как-нибудь заболтать или не услышать. Потому что мало в Москве спектаклей, которые можно смело советовать знакомым, а уж незнакомым тем более. Новая постановка Театра Вахтангова в этом смысле подарок.

«Обычное дело» можно советовать всем — зубным врачам, соседям, учителям сына и подругам бабушки. Всем, кто хочет на три часа остановить бег ума, забыть обо всех нерешенных проблемах и просто смеяться, смеяться и смеяться.

В Москве Рэя Куни знают неплохо. Владимир Машков лет восемь назад очень удачно поставил на сцене МХТ им. Чехова спектакль «№13», в «Сатириконе» выпустили «Смешные деньги», а в Театре на Юго-Западе еще недавно шел «Слишком женатый таксист». Публика, которая побывала хотя бы на одном из этих спектаклей, знает, что можно ждать от английского комедиографа. Он ставит своих героев в самые невероятные ситуации и заставляет их выбирать одно абсурдное решение за другим.

«Обычное дело» — еще одна комедия положений. Сюжет закручивается в тот момент, как респектабельный врач лондонской больницы Дэвид Мортимер (Алексей Гуськов), которому предстоит через полтора часа выступить с торжественной речью на открытии международной конференции
психоневрологов, узнает в вошедшей в ординаторскую женщине медсестру (Мария Аронова), уволившуюся из больницы 18 лет назад. Доктору предстоит узнать, что у него есть 18-летний сын, который в данный момент рвется в больницу, желая найти блудного отца. На то, чтобы разобраться с неожиданно объявившимся наследником, у док­тора остается совсем немного времени — решения приходится принимать очень быстро, не раздумывая. И начинается фарс с переодеваниями (в тот момент, когда на сцене появляются два доктора и один стажер, переодетые в платья кастелянш, зал уже не смеется, а плачет от хохота), акробатическими трюками, падениями героев из окна и попытками разобраться в этой запутанной истории, которые предпринимает дотошный сержант полиции — любимый персонаж британских драматургов.

Пьесы Рэя Куни любимы не только зрителями, но и актерами, которым здесь есть где разгуляться, пошалить, есть возможность наделить своих героев какими-то яркими и забавными черточками. В «Обычном деле» много достойных персонажей, и не только среди главных действующих лиц.
Невозможно забыть выход эксцентричной Мамаши — ее играет великолепная Галина Коновалова. Остаются в памяти широкая злодейская улыбка Алексея Гуськова и кроткий взгляд Марии Ароновой.

Она сыграла свою медсестру Тейт так, что о счастливом финале можно догадаться, даже не зная пьесы. Умная, спокойная, с хорошим чувством юмора женщина одна вырастила сына, а теперь у нее появился еще и любящий супруг. Обычное дело.