Смеяться, право, не грешно…
В сентябре театральная Москва оживала после летних каникул. Премьеры следовали одна за другой, были среди них и любимые зрителями комедии. Театр имени Евг. Вахтангова открыл сезон комедией «Обычное дело» по пьесе Рэя Куни. Комедия – благодатный для театров жанр: это и зрители, и сборы, и снисходительная пресса. А когда за дело берутся истинные мастера сцены, это еще и праздник души, именины сердца.
Благодаря достаточно вольным, но изящным переводам Михаила Мишина, нашего замечательного смехотворца, спектакли по пьесам английского комедиографа Рэя Куни разнообразят с некоторых пор афиши московских театров, обеспечивая им зрительский и коммерческий успех. Что бы ни говорили наши «румяные критики» о творчестве этого английского «драматурга», а смешить Рэй Куни умеет.
При написании комедий, он свято следует шуточному совету своего великого предшественника по комедийному цеху – Бернарда Шоу: «думать и о своем кармане, и о карманах режиссера, актеров, зрителей; о том, сколько времени человек способен без перерыва и посещения буфета просидеть в зрительном зале, о голосовых возможностях актеров и о зрении и слухе мальчика, сидящего в последнем ряду галерки… и о том, способна ли магия искусства преодолеть коммерческую осторожность».
Феномен популярности пьес Куни кроется в забавных сюжетах со множеством интриг, розыгрышей с переодеваниями и азартом двусмысленных ситуаций, в их сценичности (автор многие годы играл в Театре «Уайтхолл» в фарсах Брайна Рикса) и, наконец, в том, что смотреть спектакли по ним просто интересно. Не всё же время о высоком думать или в житейских проблемах копаться! Многие приходят в театр, чтобы отдохнуть от повседневных забот, а ныне еще и отвлечься от той «чернухи», которую ежеминутно выливают на нас разнообразные СМИ. Так в период «великой депрессии» американцы шли в кинозалы на мюзиклы, которые «навевали им сон золотой».
Пересказывать взаимоотношения персонажей в фарсовой комедии то же самое, что рассказывать детектив с конца – исчезает магия «ожидаемого сюрприза». Скажу только, что спектакль «Обычное дело» строится по принципу анекдота, в его в центре находится неожиданное, нелепое, но вполне правдоподобное происшествие, развивающееся на фоне открытия международного симпозиума врачей и готовящегося представления больничной художественной самодеятельности. Встречаются двое взрослых людей, согрешивших 18 лет назад, чтобы… А дальше, как говорят восторженные зрители: «Это надо видеть!»
Спектакль «Обычное дело» поставлен в вахтанговской традиции, когда на сцене царят актеры, игра, импровизация, когда на сцене – праздник, без которого, по выражению Вахтангова, нет спектакля. Его постановщик Владимир Иванов – один из тех режиссеров, кто не поддался соблазну бежать за изменчивой модой бессмысленного эпатажа и натужных рефлексий. Он творит вдумчиво, весело и интересно, по принципу: чем серьезнее рассказчик, тем смешнее анекдот.
Благодаря филигранной режиссуре и талантливой игре артистов «Обычное дело» стало не «развлекухой» на потребу зала (с пьесами Куни это случается), а талантливой комедией, которую не стыдно почтенной публике показать и в репертуаре иметь.
В фарсах лицедея Рэя Куни есть что играть, к тому же они предполагают импровизацию. И актеры не упускают этой возможности. В спектакле «Обычное дело» блистают «звезды» разной величины и талантливая молодежь. О некоторых работах хочется сказать особо.
Алексей Гуськов (приглашенная «звезда»), известный российским зрителям по телесериалам, в которых он играет «серьезных мужиков», проявился в «Обычном деле» как удивительно тонкий комедийный артист. Его доктор Мортимор сочетает в себе все краски среднестатистического интеллигентного мужчины: не гений, но и не дурак, по карьерной лестнице взбирается успешно, в делах семейных прагматичен и изобретателен, при необходимости может сильно преувеличить и даже соврать…
Феерический талант Марии Ароновой не требует представления. Зрители с нетерпением ждут каждой новой встречи с этой замечательной актрисой, ей подвластны любые роли, независимо от их величины и количества слов. Из мимолетной сцены она может создать целый спектакль, а одним жестом, взглядом, многозначительным молчанием, интонацией – черту характера, живой образ. При этом Аронова всегда разная!
Ее медсестра Джейн смешная, наивная, несуразная женщина, но удивительно обаятельная, деликатная и бесконечно добрая. Но в минуты борьбы за сына она становится сущей львицей. В одной из сцен Джейн–Аронова по сюжету переодевается в пастора… И ее не узнать. Созданный актрисой буффонадный образ старичка можно сравнить разве что с масками Чаплина, так он выразителен, смешен и совершенен.
Другой пример. Финальная «сцена разоблачения». Когда доктор Мортимор сообщает, что именно он отец ребенка, Джейн стоит спиной к зрительному залу и смотрит в окно. Услышав это признание, она поворачивается, и… на секунду перед зрителями предстает трагическая актриса. Еще мгновение, «маска» снята, и спектакль движется по намеченному комедийному пути.
Обаятельными, смешными толстячками предстали в «Обычном деле» доктора Бонни и Коннолли в исполнении Евгения Косырева и Владислава Гандрабуры. В эти комедийные персонажи молодые артисты вложили не только талант, темперамент, но фантазию и чувства, превратив их в довольно колоритные, запоминающиеся образы.
И еще одна несомненная удача спектакля. Художник Максим Обрезков «сочинил» прекрасную сценографию: предельно простую, функциональную, образную… и очень в английском духе, что дает свободу режиссерской фантазии и актерской импровизации. Вместо громоздских декораций прежних лет или нынешних арматурных конструкций – легко читаемые символы места и времени действия. Браво!
Думаю, театр можно поздравить с удачной премьерой. Человеку нужен смех, нужна веселая и острая насмешка. Без юмора жизнь скучна, а порой и невыносима…