Смеяться, право, не грешно…

Валерий Модестов, Планета Красота от 1 октября 2012

В сентябре театральная Москва оживала после летних каникул. Премьеры следовали одна за другой, были среди них и любимые зрителями комедии. Театр имени Евг. Вахтангова  открыл сезон комедией  «Обычное дело» по пьесе  Рэя Куни.  Комедия – благодатный для театров жанр: это и зрители, и сборы, и снисходительная пресса. А когда за дело берутся истинные мастера сцены, это еще и праздник души, именины сердца.

Благодаря достаточно вольным, но изящным переводам Михаила Мишина, нашего замечательного смехотворца, спектакли по пьесам английского комедиографа Рэя Куни разнообразят с некоторых пор афиши московских театров, обеспечивая им зрительский и коммерческий успех. Что бы ни говорили наши «румяные критики» о творчестве этого английского «драматурга», а смешить Рэй Куни умеет.

При написании комедий, он свято следует шуточному совету  своего великого предшественника по комедийному цеху – Бернарда Шоу: «думать и о своем кармане, и о карманах режиссера, актеров, зрителей; о том, сколько вре­мени человек способен без перерыва и посещения буфе­та просидеть в зрительном зале,  о голосовых возможно­стях актеров и о зрении и слухе мальчика, сидящего в последнем ряду галерки… и о том, способна ли магия искусства преодолеть коммерческую осторожность».

Феномен популярности пьес Куни кроется в забавных сюжетах со множеством интриг, розыгрышей с переодеваниями  и азартом двусмысленных ситуаций, в их сценичности (автор многие годы играл в Театре «Уайтхолл» в фарсах Брайна Рикса)  и, наконец,  в том, что смотреть спектакли по ним просто интересно. Не всё же время о высоком думать или в житейских проблемах копаться! Многие приходят в театр, чтобы отдохнуть от повседневных забот, а ныне еще и отвлечься от той «чернухи», которую ежеминутно  выливают на нас разнообразные СМИ. Так в период «великой депрессии» американцы шли в кинозалы на мюзиклы, которые «навевали им сон золотой».

Пересказывать взаимоотношения персонажей в фарсовой комедии то же самое, что рассказывать детектив с конца – исчезает магия «ожидаемого сюрприза». Скажу только, что спектакль «Обычное дело» строится по принципу анекдота, в его в центре находится неожиданное, нелепое, но вполне правдоподобное  происшествие, развивающееся на фоне открытия международного симпозиума врачей и  готовящегося  представления больничной художественной самодеятельности. Встречаются двое взрослых людей, согрешивших 18 лет назад, чтобы… А дальше, как говорят восторженные зрители: «Это надо видеть!»

Спектакль «Обычное дело» поставлен в вахтанговской традиции, когда на сцене царят актеры, игра, импровизация, когда на сцене – праздник, без которого, по выражению Вахтангова, нет спектакля. Его постановщик Владимир Иванов – один из тех режиссеров, кто не поддался соблазну бежать за изменчивой модой бессмысленного эпатажа и натужных рефлексий. Он творит вдумчиво, весело и интересно, по принципу: чем серьезнее рассказчик, тем смешнее анекдот.

Благодаря филигранной режиссуре и талантливой игре артистов «Обычное дело» стало не «развлекухой» на потребу зала (с пьесами Куни это случается), а талантливой  комедией, которую не стыдно почтенной публике показать и в репертуаре иметь.

В фарсах лицедея Рэя Куни есть что играть, к тому же они предполагают импровизацию. И актеры не упускают этой возможности.  В спектакле «Обычное дело» блистают «звезды» разной величины и талантливая молодежь. О некоторых работах хочется сказать особо.

Алексей Гуськов (приглашенная «звезда»), известный российским зрителям по телесериалам, в которых он играет «серьезных мужиков», проявился в «Обычном деле» как удивительно тонкий комедийный артист. Его доктор Мортимор сочетает в себе все краски среднестатистического интеллигентного мужчины: не гений, но и не дурак, по карьерной лестнице взбирается успешно, в  делах семейных прагматичен и изобретателен, при необходимости может сильно преувеличить и даже соврать…

Феерический талант Марии Ароновой не требует представления. Зрители с нетерпением ждут каждой новой встречи с этой замечательной актрисой, ей подвластны любые роли, независимо от их величины и количества слов. Из мимолетной сцены она может создать целый спектакль, а одним жестом, взглядом, многозначительным молчанием, интонацией – черту характера,  живой образ. При этом Аронова всегда разная!

Ее медсестра Джейн смешная, наивная, несуразная женщина, но удивительно обаятельная, деликатная и бесконечно добрая. Но в минуты борьбы за сына она становится сущей львицей. В одной из сцен Джейн–Аронова по сюжету переодевается в пастора… И ее не узнать. Созданный актрисой буффонадный образ старичка можно сравнить разве что с  масками Чаплина, так он выразителен, смешен и совершенен.

Другой пример. Финальная «сцена разоблачения». Когда доктор Мортимор  сообщает, что именно он отец ребенка, Джейн стоит спиной к зрительному залу и смотрит в окно. Услышав это признание, она поворачивается,  и… на  секунду перед зрителями предстает трагическая актриса. Еще мгновение,  «маска» снята, и спектакль движется по намеченному комедийному пути.

Обаятельными,  смешными толстячками предстали в «Обычном деле» доктора  Бонни и Коннолли в исполнении Евгения Косырева и Владислава Гандрабуры. В эти комедийные  персонажи молодые артисты вложили не только талант, темперамент, но фантазию и чувства, превратив их в довольно колоритные, запоминающиеся образы.

И еще одна несомненная удача спектакля. Художник Максим Обрезков «сочинил» прекрасную сценографию: предельно простую, функциональную, образную… и очень в английском духе, что дает свободу режиссерской фантазии и актерской импровизации. Вместо громоздских декораций прежних лет или нынешних арматурных конструкций – легко читаемые символы места и времени действия.  Браво!

Думаю, театр можно поздравить с удачной премьерой. Человеку нужен смех, нужна веселая и острая насмешка.  Без юмора жизнь скучна, а порой и невыносима…