«Обычное дело»: смеха ради
Пьесы Рэя Куни в Москве знают давно. Их любит зритель, и театру они, что называются, делают кассу. «№13» в МХТ им.Чехова шел с неизменным аншлагом, да и «Слишком женатый таксист» в Театре Сатиры до сих пор пользуется бешеной популярностью. Театру Вахтангова на отсутствие зрителя жаловаться грех, и тем не менее в его репертуаре появилась пьеса английского комедийных дел мастера. Можно как угодно снисходительно реагировать на такую «новинку», но факт остается фактом: билеты отрывают с руками.
Поставил несерьезный спектакль режиссер с серьезной репутацией Владимир Иванов (в прошлом сезоне его «Люди как люди» по Горькому собрали неплохую прессу). Выбрав для новой постановки комедию, Иванов в какой-то степени изменил себе, и… ничего страшного не произошло. Спектакль его авторства можно советовать всем друзьям-знакомым без исключения. Он яркий, смешной, неглупый. Классическая комедия положений, без заявки на нечто большее. Герои попадают в самые нелепые ситуации. И выпутываются из них самыми небанальными способами. Среди героев — врач-карьерист (Алексей Гуськов), его жеманница-жена (Лидия Вележева), любовница в далеком прошлом (Мария Аронова), внебрачный ребенок, вознамерившийся найти отца спустя 18 лет после своего рождения (Василий Симонов), туповатый сержант полиции (Александр Рыщенков), экстравагантная бабулька (Галина Коновалова).
Ряд гротескных персонажей можно продолжить. Можно даже перессказать сюжет и чем дело кончилось. Только надо ли? Зритель с большой охотой распутывает сюжетные узлы сам, до упаду хохочет и аплодирует стоя. Его благодарности заслуживает и фарс с переодеванием мужчин в женские платья, и сцены, где герои выпадают из окна, и бесконечные каламбуры в речи действующих лиц. Смысла во всем этом, конечно, никакого, но на глубокомыслие никто и не претендует.
Удачей спектакля стала остроумная сценография (ее автор — Максим Обрезков): вся сцена «зашита» в шотландскую клетку, кое-где — приметы лондонского архитектурного стиля. Что касается актерских работ, то они безупречны. Создается впечатление, что артистам труппы, в прошлом году отметившей юбилей, дали возможность отдохнуть и повеселиться. И они вошли в раж — каждый сумел превратить своего героя в забавную пародию на человеческие несовершенства, а заодно показать, что «не драмой единой» живы вахтанговцы. В общем, если хотите яркой эксцентрики и отсутствия головоломных театральных концепций, вам сюда.