Рэй Куни? «Обычное дело»!

Ирина Шведова, Московская правда от 17 сентября 2012

Театр им. Евг. Вахтангова открыл свой 92-й сезон, и,  по традиции, сразу показал премьеру — комедию «Обычное дело» Рэя Куни в постановке Владимира Иванова. После Чехова, Бунина, Дюренматта, Ануя и других классиков, имя  британского драматурга Рэя Куни в афише академического театра как-то режет слух. Хотя в последние сезоны здесь и появлялись пьесы отнюдь не классические, взять того же Сиблейраса с его «Тополями и ветром», а также спектакль «Последние луны», такой уж совсем развлекательной комедии положений, кажется, на этой сцене еще не наблюдалось. Творения Куни уже стали притчей во языцех после «Номера 13» во МХТ, где он добрых полдюжины сезонов был хитом номер один. Та же история со «Слишком женатым таксистом» в Театре Сатиры.

Надо признать, что такие спектакли нужны в любом театре, даже в самом «разакадемическом», и расслабиться. Многие зарубежные пьесы сами по себе очень хорошо написаны, динамичны и остроумны, чего, увы, у отечественных драматургов ну никак не получается. А публику не переделаешь, да и стоит ли? Особенно, когда она платит рублем за лихо закрученный сюжет в исполнении блистательных артистов.

А то, что вахтанговцы знают толк в этом деле, сомневаться не приходится. Этим артистам подвластно все — от античной трагедии и русской классики до таких вот «бродвейских» комедий с очень смешными ситуациями. На сцену выходят Мария Аронова, Лидия Вележева, Алексей Гуськов, Мария Бердинских, Евгений Косарев, Галина Коновалова, Василий Симонов, Рубен Симонов, Екатерина Симонова, Кирилл Рубцов, Александр Рыщенков, Владислав Гандрабура — вахтанговцы разных поколений, но ансамбль получился замечательный, а спектакль — длинный, длинный,
длинный. И это, пожалуй, единственный его недостаток, не считая нескольких нескладных фраз в переводе Михаила Мишина.

Очень хороша и стильна сценография Максима Обрезкова: панорама Лондона как бы вырезана из «шотландки» — в клеточку. Великолепны костюмы, особенно дамские, особенно у героини Лидии Вележевой Розмари Мортимер — этакой не лишенной обаяния «стервочки»  с точеной
фигуркой, в шляпке и роскошном платье «от Диора». Вообще спектакль сделан добротно, качественно и со вкусом, включая музыкальное оформление — рождественские мелодии и композиции в джазовом стиле.

Сюжет не так чтобы уж очень затейлив, но не банален. А дело вот в чем. Накануне Рождества в некоей клинике для неврологических больных все заточено на праздник, во время которого сотрудники должны сыграть спектакль на соответствующий сюжет. На фоне этого к выступлению перед знаменитыми неврологами мира готовится врач Дэвид Мортмер (Алексей Гуськов): для него этот день должен стать решающим в карьере.
Однако ни секунды он не может сосредоточиться на повторении текста: его постоянно отвлекают — жена, коллеги, начальник и, наконец, бывшая медсестра клиники Джейн, которая сообщает, что 18 лет, 9 месяцев и 3 дня назад у нее родился сын Лесли. И отцом ребенка является господин Мортимер, а теперь сынок, узнав, что он работает в этой клинике, хочет познакомиться с папашей и заявляет, что никуда не уйдет пока не увидит его. Еще и полицейский гоняется за ним за какие-то проступки. Этот момент и стал отсчетом в той кутерьме и неразберихе, возникшей благодаря самой Джейн, ее сыну-панку (Василий Симонов) с зеленым ирокезом, полицейскому и другим обитателями клиники.

Центром спектакля стала Мария Аронова, которая предстает в новом для себя образе романтической особы, все так же  влюбленной в своего соблазнителя. Однако Мортимер путем неимоверных усилий увиливает от этого, обещая во всем признаться позже, когда жены не будет рядом, а пока папашей «назначает» своего коллегу, влюбленного до сих в Джейн, заядлого холостяка и маменькиного сынка Хьюберта Бонни (Евгений Косырев). Толстенький обаяшка, как ни странно, ведет себя как настоящий мужчина, влюбляя в себя и сына и мать. А его собственная
мамочка как всегда в суперэксцентричном исполнении Галины Коноваловой объединяет все семейство ради всеобщего счастья.

Параллельно идут сюжеты, когда мужчинам приходится переодеваться в женские наряды. Ну, представьте мужественного Алексея Гуськова
на шпильках и в макияже!