«Турандот» вернулась домой

Труд от 26 сентября 2012

XXI церемония вручения первой российской независимой театральной премии «Хрустальная Турандот» прошла под знаком
вахтанговского юбилея и светлой памяти Петра Наумовича Фоменко.

Обычно изящные статуэтки звездам московских подмостков вручают в конце сезона — в мае. На этот раз из зеленых кусковских кущей, где церемония столичной театральной премии по традиции проводилась уже много лет, ее перенесли на родную для принцессы Турандот вахтанговскую сцену по причине весьма уважительной: в этом году прославленный театр (как и его прославленный спектакль о капризной принцессе) отмечает 90-летие.

Номинаций у «Турандот» немного: тем строже выбор и дороже награда. Лаврами «За честь и достоинство» на сей раз увенчаны старейшая вахтанговская актриса Галина Коновалова и Валентин Гафт. Принимая хрустальную статуэтку, Валентин Иосифович не удержался от стихотворного спича: «Ведь я кусочек чуда держу в своих руках».

Следом за мэтрами на сцену одна за другой поднялись две тоненькие девушки, у которых вся слава еще впереди: Ольга Лерман — «Дебют сезона» в заглавной роли в «Анне Карениной» (Театр им. Вахтангова) и Мария Трегубова за сценографию спектакля «Горки-10» (театр «Школа драматического искусства»).

Лучшей женской ролью была названа Медея Юлии Рутберг, признавшейся, что говорить благодарственные слова со сцены труднее, чем сыграть спектакль, выросший из мечты, для воплощения которой нужны были не деньги, а неистовое желание взяться за руки и работать.

Один из знаменитых «фоменок» Кирилл Пирогов, получивший свою «Турандот» за роль Максудова в «Театральном романе», вспомнил, как на репетиции сцены повешения легендарный режиссер, которого все увещевали, что нельзя же все делать слишком взаправду, крикнул ему: «Кирилл, не дорожи жизнью!» А награду за лучшую режиссуру вышла получать едва ли не вся труппа «Мастерской Петра Фоменко» — впервые без своего яростного и неистового Мастера, ушедшего из жизни минувшим летом: «Театральный роман» стал его последней работой.

Не оставлять стараний, не обращать внимания на несправедливость времен — так жил не только Фоменко, так живут корифеи Вахтанговского, вышедшие вместе со своим худруком Римасом Туминасом получать награду за «Пристань» — лучший спектакль минувшего сезона. Пока им есть кому передавать этот незыблемый для истинного художника принцип, театр жив.