«Хрустальная Турандот» нашла свою «Пристань»
Церемония дель арте в Театре имени Вахтангова вышла остроумная и возвышенная.
На сцене Театра имени Вахтангова вручили «Хрустальную Турандот» — частную премию, учрежденную в 1991-м году Борисом Беленьким.
Первые церемонии проходили в усадьбе Кусково. Турандот (Марина Есипенко) загадывала стихотворные загадки, Калаф (Евгений Князев) отгадывал имя победителя. Потом место Марины Есипенко заняла Мария Аронова, а Турандот сделалась гоголевской невестой — Агафьей Тихоновной. Теперь принцесса вернулась в облике Нонны Гришаевой. Алексею Колгану досталась роль коллекционера, который пробует купить у нее лауреатов премии. Этот сюжет лучше смотрелся бы в Кусково, где когда-то был крепостной театр и артистов действительно продавали и покупали.
Первыми награжденными стали Валентин Гафт и Галина Коновалова — «За честь и достоинство профессии». 97-летний Зельдин поднялся на сцену, чтобы приветствовать 96-летнюю Коновалову. Произнеся торжественную речь он уступил место у микрофона Галине Львовне. Она стала уговаривать его присесть, на что Владимир Михайлович ответствовал: «Я могу стоять, сколько угодно. Я в четырех спектаклях до сих пор играю».
Речь Галины Коноваловой хочется процитировать:
— Я не сыграла ни Офелию, ни Дездемону, но я не была обиженной, я была активной и счастливой. А потом в театре появился красивый иностранец, построил волшебную «Пристань», и от нее я поплыла уже «артисткой императорских театров».
Красивый иностранец — худрук Театра имени Вахтангова Римас Туминас, «Пристань» — его спектакль, в котором Коновалова сыграла стареющую актрису из рассказа Бунина. Сыграла так, что впору награждать ее не за «честь и достоинство», а за лучшую женскую роль.
Валентин Гафт принимал награду от Аркадия Арканова.
— А у меня, друзья, такое чувство, что он — не Гафт, а олиГафт искусства, — заявил Аркадий Михайлович.
Гафт отвечал своими стихами, посвященными исполнительницам роли Принцессы Турандот в спектакле Вахтангова: «Великая Мансурова, великая Борисова. / Я знаю: Бог с натуры вас своей рукой расписывал».
Дебютантка Ольга Лерман получила премию за Анну Каренину. Прежде она работала в Театре Сатиры, и Юрий Васильев оценил ее дарование: «Таланта у тебя немерено. В Сатире ты была — Малыш, а здесь, в вахтанговском, — Каренина».
Левон Оганезов тоже сочинил стихи и посвятил «Оду» Марусе, Марии Трегубовой, награжденной за сценографию спектакля «Горки-10» лаборатории Дмитрия Крымова.
Вахтанговка Юлия Рутберг получила приз за роль Медеи из рук Александра Ширвиндта, он назвал ее синтетической актрисой и пояснил: «Не потому, что ненатуральная, а потому, что может все».
Кириллу Пирогову «Хрустальная Турандот» досталась за роль Максудова в «Театральном романе». Этот спектакль он поставил вместе с Петром Наумовичем Фоменко. Фоменко — посмертно — стал лауреатом в режиссерской номинации. Евгений Миронов, вручавший статуэтку, сказал точно: «Он обманул прошедшее время, он остался — в вас». Елена Камбурова в память о Петре Наумовиче исполнила «Песенку о Моцарте» Окуджавы.
Лучшим спектаклем прошедшего сезона стала «Пристань». На сцену поднялись занятые в постановке Юлия Борисова и Василий Лановой, Галина Коновалова и Владимир Этуш, Людмила Максакова и Юрий Яковлев. И встал зал, приветствуя великих актеров. Дмитрий Бертман, поздравляя их, произнес очень своевременные слова о том, что Туминас построил пристань, к которой причалили актеры. Построил, «не пролив ни капли их крови», никого не увольнял и не разгонял, а обратил в свою веру, и они его приняли и полюбили.
Церемония дель арте не по написанному сценарию, а волею тех, кто вручал награды, и тех, кто их получал, — вышла остроумная и возвышенная, как сказка о Принцессе Турандот.