Юрий Любимов ждет в подарок к 95-летию хорошей игры актеров в «Бесах»
Юрий Любимов отметит 95-летие в воскресенье в театре им. Вахтангова в Москве, где будет представлен спектакль «Бесы» по Достоевскому, а также соберутся друзья и коллеги мастера поздравить его с юбилеем, рассказал режиссер на пресс-конференции в пятницу.
«Бесы» — первый спектакль после громкого ухода Любимова из «Театра на Таганке». Вахтанговский театр выбран для постановки не случайно — будучи выпускником Щукинского училища Юрий Петрович работал на этой сцене актером.
Худрук театра Римас Туминас выразил надежду, что мэтр и свое 100-летие отметит на подмостках Вахтанговского.
Летом 2011 года Любимов покинул созданный им «Театр на Таганке» после того, как часть труппы публично выступила против режиссера, обвинив его в несправедливом и даже жестоком обращении с артистами. Сам мастер был возмущен поведением актеров, отказывающихся репетировать на гастролях в Чехии, пока им не выплатят причитающийся гонорар. Многим казалось, что выбор названия — «Бесы» по роману Достоевского —
символичен и как-то связан с позицией режиссера в конфликте с труппой, изгнавшей мастера.
«Достоевский — это поразительный русский писатель, который еще и религиозный философ. И «Бесы» — одно из его самых сложных, фундаментальных произведений. Достоевский считал, что этот роман отвечает на главные жизненные вопросы», — сказал Любимов.
Жанр постановки режиссер определил как концертное исполнение романа в двух частях. Сценография, автором которой выступает он сам, минималистична, но выразительна. В спектакле звучит музыка из балета «Петрушка» Стравинского.
В спектакле принимали участие: композитор Владимир Мартынов, художник Максим Обрезков, балетмейстер Михаил Лавровский.
«Когда в Норвегии, в этой обеспеченной стране — не то, что наша — случилась трагедия, я два месяца переделывал текст постановки, чтобы он отвечал тому, что происходит в мире», — отметил режиссер.
Любимов рассказал, что юбилей он встречает в бодром настроении, а главным подарком для него станет хорошая игра актеров в «Бесах» в день его рождения. Мастер рассказал, что весь праздничный день проведет в театре — с 13.00 будет репетировать с артистами до тех пор, пока они не начнут гримироваться перед представлением.
«В дни рождения я всегда вспоминаю моих родителей, брата. Да и сейчас у меня все хорошо — жена прекрасная, умница, говорит на четырех языках, сын Петр — вообще полиглот. Он приедет сюда и в третий раз посмотрит этот спектакль», — рассказал юбиляр.
На вопрос, как ему удается в столь почтенном возрасте держать себя в прекрасной физической и умственной форме, Любимов ответил: «Стараюсь быть в форме, как спортсмен. Профессия режиссера — это все видеть, подмечать, быть серьезным и сердитым. И зарядку каждое утро делаю по 30 минут».
Ключевым моментом своей долгой творческой биографии Любимов назвал создание «Театра на Таганке», который знают во всем мире. Но режиссер признался, что даже если бы его позвали в этот театр обратно, он уже не согласился бы.
Театр на Таганке: история создания и разделения
«Не желаю туда возвращаться. Нет контакта с артистами», — сказал он.
На вопрос, как он относится к тому, что на Таганке собираются праздновать его юбилей, мэтр ответил: «В этом я не сомневаюсь, они напьются и будут лить крокодиловы слезы».
Говоря о современном состоянии театрального искусства в России в целом, мастер отметил, что в стране есть молодые талантливые режиссеры.
«Они меня приглашали к себе на «Платформу», и я приходил, отвечал на их вопросы. Они мне сказали очень лестную вещь: «Мы вас любим», —
рассказал Любимов.
Режиссер выразил надежду на то, что российские театры наконец-то перейдут на контрактную систему работы с артистами и режиссерами. По его мнению, если этого не произойдет, то искусство просто погибнет.