Юрию Любимову — 95

Лиля Пальвелева, Радио Свобода от 29 сентября 2012

Юрию Любимову 30 сентября исполняется 95 лет. Свой
юбилей он встречает в Театре имени Евгения Вахтангова, на сцене которого в этом
году прославленный режиссер поставил «Бесы» по Достоевскому.
Этот спектакль театр показывает в день юбилея
мастера.
Более всего Юрий Любимов известен как создатель и
многолетний руководитель Театра на Таганке. Кроме того, в разных странах и на
разных подмостках он осуществил постановки 35 оперных спектаклей В свои 95 Юрий Любимов по-прежнему «великий и ужасный».
Иными словами, чрезвычайно требовательный. Услышав на пресс-конференции не
слишком разборчивую речь, он сразу встрепенулся.— Я учу тому, чтобы русский театр говорил внятно. Надо учить этому, и
жестко учить тому, что согласные тоже  звучат. «Шумм», а не «шу». Я
старался, и этого добиться в «Бесах». Надеюсь, вечером мои артисты не подведут
и будут говорить ясно. Ответственность велика. Достоевский – поразительный
русский писатель и это довольно сложное произведение, один из самых его
фундаментальных романов, в котором, он считал, отвечает на главные
вопросы. 
Именно в Вахтанговском театре начиналась творческая карьера
Юрия Любимова. Еще студентом он сыграл здесь несколько ролей. Потом была война.
В 1946 – возвращение в театр на Арбате. Вплоть до 1964 он был здесь ведущим
актером, а затем началась новая страница – вошедший во все учебники легендарный
«Добрый человек из Сезуана» и создание принципиально нового театра.После того, как в прошлом году Юрий Любимов был вынужден
оставить взбунтовавшуюся Таганку, он вновь вернулся  в Театр Вахтангова.Здешний актер и режиссер Рубен Симонов, представитель известной театральной династии, размышляет:  — Жизнь иногда предоставляет такие сюжеты,
которые никогда не придумаешь. Подумайте, Юрий Петрович сидел в одной гримерной
с моим дедом Рубеном Николаевичем. Мой отец ставил «Маленькие трагедии», где
Юрий Петрович играл Моцарта. Когда уходят из жизни твои старшие родственники,
ты остаешься один. И тогда твоими родителями становятся те, с кем твои родители
общались и были вместе. Поэтому в какой-то мере Юрий Петрович для меня сейчас –
отец, с которым связан целый мир. И это великое благо и великое счастье, что он
вернулся в наш театр. Здесь его родной дом.
Я помню, когда Театр на Таганке отмечал свое 15-летие, мы с папой на сцене
именинников пели:
«Пройти не можем мимо мыСобытий, цифр и дат И Юрия Любимова приветствует Арбат.Тебя мы помним юношей, теперь ты мудр и сед.Любовь к тебе свою ношу я с самых юных лет.Я помню, как со Щукиным играл ты лучше всех,Показывая трюки нам в надежде на успех.И признан ты на Западе не по своей вине.Твоя святая заповедь – творить в родной стране.И все же главное делом жизни Юрий Любимов называет Таганку.—  Это театр, который я создал и который известен во всем мире. И это
русское, а не какое-нибудь французское искусство. Мне «пришили», будто это
политический театр. Это неправильно. Я занимался эстетикой, расширением палитры
– какие краски можно прибавить в работе с пространством, в стиле.
Юрию Петровичу виднее, а все же многие зрители с ним не
согласятся. Поколения их мечтали добыть заветный билетик на Таганку, чтобы в
удушливой атмосфере брежневской эпохи получить глоток свободы. Иносказание,
прозрачный или завуалированный намек – вот главные стилевые приметы того
времени. И, право же, они легко считывались людьми.