Евгений Князев: Обращаюсь к духу Вольфа Мессинга
Известный актёр Евгений КНЯЗЕВ сыграл огромное количество ролей в театре и кино. Ему везло на исторических персонажей. В разное время он выступал в образах и Фредерика Шопена, и графа Григория Орлова, и Льва Троцкого, и Григория Зиновьева. Наконец, одна из лучших работ актёра – маг и предсказатель Вольф Мессинг в одноимённом телесериале. А ещё Евгений Владимирович является ректором знаменитого Щукинского театрального училища.
— Евгений Владимирович, недавно на канале «Россия» снова с успехом прошёл сериал «Вольф Мессинг». Высокие рейтинги были и у новой версии «Мастера и Маргариты» режиссёра Владимира Бортко. Сейчас снимают гоголевский «Вий». Как вы думаете, почему мистические истории пользуются у современного зрителя такой популярностью? Может, в нашей суровой российской действительности людям остаётся надеяться только на чудо?
– Возможно, но ведь в нашей жизни действительно случаются вещи загадочные, необъяснимые. Если задуматься, каждый найдёт в своей судьбе нечто «сверх понимания». Многие видели вещие сны, которые сбывались. Например, я часто вижу во сне родителей. И как-то они даже предостерегали меня от одного неверного шага. Но только постфактум я понял, что это было предостережение, и не сделал так, как они говорили. И ошибся. Думаю, связь между людьми из разных миров существует, я верю в бессмертие души.
Иногда я обращаюсь к духу Вольфа Мессинга с такими словами: «Если мы что-то сделали против вас, Вольф Григорьевич, прошу у вас прощения!» Но его дух мне ни разу не навредил. Кстати, в прессе выдумывали всевозможные мистические истории, якобы случившиеся во время работы над сериалом. Мол, Роман Гречишкин, игравший великого прорицателя в молодости, учившийся у меня на курсе, погиб при мистических обстоятельствах. Но все эти истории притянуты за уши и к фильму не имеют отношения. Ромочка вообще умер (его сбила машина), когда была пауза в съёмках. К сожалению, трагедии не редки в нашей жизни и без всякой мистики могут случиться с каждым.
– Знаменитый Рубен Симонов однажды сказал: «Ты можешь вести какой угодно образ жизни, можешь не спать всю ночь. Но утром в 11 часов будь любезен быть на репетиции в накрахмаленной сорочке, в «бабочке» и выглядеть как огурчик!»…
– И ещё Симонов добавил: на репетициях актёр должен выкладываться на все сто!.. Вообще нужно постараться жить яростно, чтобы много чего успеть и ощутить в этой жизни. Например, сесть в поезд в общий вагон, приехать в Петербург и посмотреть спектакль БДТ «Три мешка сорной пшеницы». И в тот же вечер вернуться в Москву. Было у меня такое, и не раз. А как мы, студенты, попадали в Малый театр или на знаменитый спектакль «Ревизор» гастролирующего в Москве рижского театра! Собирались большой толпой, кто-нибудь один отвлекал билетёра, упрашивал, умолял его пропустить без билета «бедного студента». И вдруг с другой стороны толпа как рванёт!.. А дальше бегай по театру – лови нас как ветер в поле! Мы успевали всё: и посмотреть спектакли, и погулять, и почитать, и поспорить, и выпить, и полюбить. Ко всему была тяга. И есть до сих пор.
– Некоторые актёры перед началом спектакля боятся момента выхода на сцену, придумывают всякие способы, как заглушить страх. У вас есть подобные комплексы?
– «Сцены не надо бояться, – говорила мне Юлия Константиновна Борисова, – она всегда поможет тебе». Вот сцены я точно не боюсь и верю: даже если что-то случится, тьфу-тьфу-тьфу, сцена действительно поможет. У меня не так давно была подобная ситуация на спектакле «Маскарад». Пришёл в театр и говорю режиссёру Туминасу: «Римас, у меня очень болит спина, я не смогу сыграть ни одной мизансцены». «Хорошо, – отвечает он, – попробуй хотя бы статично стоять…» Я с трудом надеваю костюм, еле-еле дохожу до сцены… и вдруг чувствую: боль куда-то уходит. Вышел – вообще всё прошло! А после спектакля опять скрутило…
– Как вы относитесь к другим «околотеатральным» болезням – например к «звёздной»?
– Знаете, я работаю в таком театре (Театр им. Вахтангова. – Прим.«АН»), где нет спесивости. Для Василия Ланового, например, нет ничего зазорного в том, чтобы спуститься в метро. Если такой величины артист может позволить себе такое, что же я буду кокетничать или «звездить»? Я отношусь к себе трезво, требовательно, как меня и учили.
– Всем известна поговорка «Природа отдыхает на детях великих». Ваш преподавательский опыт подтверждает её или опровергает?
– У Пушкина есть такая фраза: «Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот всё-таки умрёт в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия». Среди детей, которые к нам поступают, имея за спиной очень серьёзных родителей, есть те, которые хотят вырваться за рамки знаменитой фамилии, сделать своё имя громким. Но бывают и такие, кто хочет пользоваться дивидендами фамилии, не прикладывая больших усилий. Во втором случае, как правило, ничего хорошего не получается. А вот когда у человека есть такая самоцель, когда самолюбие срабатывает, – это может творить чудеса. Константин Аркадьевич Райкин многократно говорил, как над ним довлела фамилия отца. Поэтому он работал в десять раз больше, чем обычный студент. Ну, вот он и наверху. И есть Аркадий Райкин, а есть Константин Райкин – две равновеликие фигуры.