Твердо верить в свой путь
Ах, как тебе родиться подфартило
– Почти одновременно со страной!
Ты прожил с нею все, что с нею было.
Скажи еще спасибо, что живой.
В. Высоцкий
30 сентября 1917 года у России появился Юрий Петрович Любимов. Вместе со страной он пережил советскую эпоху, весь сложный XX век и вступил в век XXI. В 1964 году, после открытия обновленного Театра драмы и комедии на Таганке, Любимов на ряд десятилетий сделался властителем дум поклонников театрального искусства, кумиром нескольких поколений.
Биография Юрия Любимова сама по себе достойна театральной постановки. От участия в военные годы в Ансамбле песни и пляски НКВД0, съемок в “Кубанских казаках” до постановки “Доброго человека из Сезуана” Бертольта Брехта, создания легендарного театра, работы на Западе и лишения советского гражданства. В годы своего изгнания Любимов работает в Англии, Австрии, США и Италии; по приглашению Ингмара Бергмана ставит “Пир во время чумы” и “Мастера и Маргариту” на сцене Королевского драматического театра в Стокгольме. Оперные спектакли Любимова с блеском идут на лучших мировых площадках: Ла Скала, Гранд Опера, Ковент-Гарден, Арена-стейдж в Вашингтоне, Государственная опера в Штутгарте.
В 1988 году Юрий Любимов триумфально возвращается в Москву и восстанавливает запрещенные ранее спектакли – пушкинский “Борис Годунов”, “Владимир Высоцкий”, “Живой” по Борису Можаеву, выпускает следом “Пир во время чумы” по “Маленьким трагедиям” Пушкина. Он вновь становится художественным руководителем театра на Таганке и работает здесь до 2011 года, пока не уходит со своего поста из-за конфликта с труппой, “по собственному желанию”.
Кажется, что все, что ни делает Любимов, – на сцене ли, в жизни ли – он делает исключительно “по собственному желанию”. “Не уступать обстоятельствам, не поступаться своими жизненными принципами ради стандартных норм, несмотря на трудности, твердо верить в свой путь”, – говорит Любимов. Так и в творчестве – его почерк Мастера не спутаешь ни с каким другим. В историю театра навсегда вошел его рабочий фонарик, регулярно вспыхивающий из глубины темного зрительного зала, и стал настоящей легендой (зеленый свет – неплохо играют, красный – Мастер готов покинуть зрительный зал), фонарик, так мешавший европейской публике, что режиссер был вынужден руководить спектаклем из-за кулис.
Особое внимание Любимов всегда уделяет музыкальной части постановок, вводя в спектакли музыку таких композиторов, как Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Владимир Мартынов и другие.
Мастер воспитал целое поколение талантливых артистов. В постановках Юрия Любимова свои лучшие театральные роли сыграли Алла Демидова, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Леонид Филатов, Наталия Сайко, Николай Губенко, Иван Бортник. Среди его актеров, конечно, особое место занимает Владимир Высоцкий, с которым Любимова связывают долгие годы напряженной работы, близкой дружбы, почти отеческой любви. Гордится своими творческими связями с Юрием Петровичем Любимовым и Римас Туминас, который, будучи художественным руководителем театра имени Евг. Вахтангова, в прошлом сезоне пригласил режиссера поставить на сцене театра “Бесов” Ф.М.Достоевского.
Свой 95-летний юбилей Юрий Любимов отпраздновал именно на Вахтанговской сцене, где более семидесяти лет назад начинал творческий – актерский – путь. Впереди у режиссера Большой театр, премьера оперы “Князь Игорь” Александра Бородина, и вековой юбилей, который он несомненно проведет в зрительном зале с неизменным фонариком, своей “дирижерской палочкой”, в руках.