Наш «Дядя Ваня» взял в Лондоне «пять звезд»!
Британские критики по достоинству оценили постановку Вахтанговского театра.
Согласно рейтингу авторитетного британского театрального гида What’s on stage, спектакль «Дядя Ваня» (с которым Вахтанговский театр нынче гастролирует на Вест-Энде), после первого же показа получил 5 звезд, что является уникальной и редчайшей оценкой иностранных трупп.
И вот первый спектакль «Дядя Ваня». Публика собирается у театра. Русская речь мешается с анлийской. Соотечественников много. Англичан
примерно треть. Обычная публика, влиятельные критики, седой Сева Новгородцев с Би-Би-Си прошел. Как мне сообщают — из 800 не продано
только 8 билетов. Ценовая политика — от 15 до 55 фунтов, но есть места и по сто.
«Дядю Ваню» играют с субтитрами, которые в два ряда размещены у боковых лож и один экран наверху. И хорошо, что обошлись без
аппаратов синхронного перевода. Не слышать голосов вахтанговцев — колоссальная потеря. Оцарапанный, срывающийся голос Маковецкого, особым образом произносящего шипящие. Или красивый без изъянов голос Симонова, металл в голоси у маман — Людмилы Максаковой
и звеняще-легкомысленный у няньки — Коноваловой.
Ее сцена с Вдовиченковым, играющим доктора Астрова, как раз и начинает спектакль. Нянька Марина шаловливо-кокетливо бросает тряпочки
в ответ на реплики доктора.
У Туминаса не традиционная трактовка Чехова, что рискованно для страны, ревниво соблюдающей традиции. Есть в ней магия — сразу
и необъяснишь которую. И странность, и страсть, и сексуальность разлива в пространстве старой лондонской сцены. Но зал притих и пытается постичь эту страшную стихию русской души и природу русской действительности, кажется, мало изменившейся со времен Чехова. Следит за этим нелепым, но очень хорошим и порядочным дядей Ваней, в помятом костюмчике и ботинках с дырочкой на большом пальце. Да, не денди он лондонский. Он вымирающий вид — истинный интеллигент. Русский? Не русский — бог его разберет.
Каждая роль — от главной до маленькой и бессловесной — выстроена, заслуживает внимания. Анна Дубровская (Елена Андреевна), Владимир Симонов (профессор) — точно два зверька на сцене. Вдовиченков (Астров) — свободен, красив и несчастен. От того, что никого уже не любит. Сцену пьянства он проводит так, что не знаешь — плакать по его почерневшей душе или кричать от страха за него. Две дамы — маман (Максакова) и нянька
(Коновалова), Вафля (Юрий Красков), бессловесный верзила-работник (Сергей Епишев) — ни одной проходной роли и за каждым можно следить
не зависимо оттого, где он находится. Сидит ли нянька, пустыми глазами глядя в зал. Маман листает ли журнал, а работник тяжело волочит чемоданы…
А действие точно раскачивается на опасных качелях, амплитуда их полета усиливается удивительной музыкой Латенаса: не музыкальное
оформление, симфония к Чехову.
То, что происходит здесь в антракте, в наших театрах не возможно представить — прямо в зале продают мороженное в маленьких стаканчиках, а публике позволено войти в зал с напитками (ничего святого!).
Сотый спектакль «Дяди Вани» прошел на Вест-Энде ярко и мощно. Занавес еще не успел опуститься на русскую драму, а уже начали
хлопать. Партер весь стоял и вдохновенно аплодировал, кричали «Браво». Вынесли цветы. Однако вместо цветов Владимиру Вдовиченкову и Маше
Бердинских зрители подарили стаканчики с мороженым. Сам Туминас не очень доволен первым спектаклем, говорит, что слишком эмоционально
и местами агрессивно играли его артисты. Трудно с ним согласиться.
Все ждут прессу и оценку критиков. И уже наутро после первого спектакля выясняется, что первым на московский спектакль отозвалось театральное
издание «What’s on stage» — поставила пять звезд. Это супер!!!
Гастроли Вахтанговского театра проходят в Лондоне при поддержке Министерства культуры РФ.