Наш «Дядя Ваня» взял в Лондоне «пять звезд»!

Марина Райкина, Московский комсомолец от 6 ноября 2012

Британские критики по
достоинству оценили постановку Вахтанговского театра

Согласно рейтингу авторитетного британского театрального гида What’s on
stage, спектакль «Дядя Ваня» (с которым Вахтанговский театр нынче гастролирует
на Вест-Энде), после первого же показа получил 5 звезд, что является уникальной
и редчайшей оценкой иностранных трупп.

И вот первый спектакль «Дядя Ваня». Публика собирается у театра.
Русская речь мешается с анлийской. Соотечественников много. Англичан
примерно треть. Обычная публика, влиятельные критики, седой Сева Новгородцев
с Би-Би-Си прошел. Как мне сообщают — из 800 не продано
только 8 билетов. Ценовая политика — от 15 до 55 фунтов,
но есть места и по сто.

«Дядю Ваню» играют с субтитрами, которые в два ряда размещены
у боковых лож и один экран наверху. И хорошо, что обошлись без
аппаратов синхронного перевода. Не слышать голосов вахтанговцев —
колоссальная потеря. Оцарапанный, срывающийся голос Маковецкого, особым образом
произносящего шипящие. Или красивый без изъянов голос Симонова, металл
в голоси у маман — Людмилы Максаковой
и звеняще-легкомысленный у няньки — Коноваловой.

Ее сцена с Вдовиченковым, играющим доктора Астрова, как раз
и начинает спектакль. Нянька Марина шаловливо-кокетливо бросает тряпочки
в ответ на реплики доктора.

У Туминаса не традиционная трактовка Чехова, что рискованно для
страны, ревниво соблюдающей традиции. Есть в ней магия — сразу
и необъяснишь которую. И странность, и страсть,
и сексуальность разлива в пространстве старой лондонской сцены.
Но зал притих и пытается постичь эту страшную стихию русской души
и природу русской действительности, кажется, мало изменившейся
со времен Чехова. Следит за этим нелепым, но очень хорошим
и порядочным дядей Ваней, в помятом костюмчике и ботинках
с дырочкой на большом пальце. Да, не денди он лондонский.
Он вымирающий вид — истинный интеллигент. Русский?
Не русский — бог его разберет.

Каждая роль — от главной до маленькой
и бессловесной — выстроена, заслуживает внимания. Анна Дубровская
(Елена Андреевна), Владимир Симонов (профессор) — точно два зверька
на сцене. Вдовиченков (Астров) — свободен, красив и несчастен.
От того, что никого уже не любит. Сцену пьянства он проводит так, что
не знаешь — плакать по его почерневшей душе или кричать
от страха за него. Две дамы — маман (Максакова) и нянька
(Коновалова), Вафля (Юрий Красков), бессловесный верзила-работник (Сергей
Епишев) — ни одной проходной роли и за каждым можно следить
не зависимо оттого, где он находится. Сидит ли нянька, пустыми
глазами глядя в зал. Маман листает ли журнал, а работник тяжело
волочит чемоданы…

А действие точно раскачивается на опасных качелях, амплитуда
их полета усиливается удивительной музыкой Латенаса: не музыкальное
оформление, симфония к Чехову.

То, что происходит здесь в антракте, в наших театрах
не возможно представить — прямо в зале продают мороженное
в маленьких стаканчиках, а публике позволено войти в зал
с напитками (ничего святого!).

Сотый спектакль «Дяди Вани» прошел на Вест-Энде ярко и мощно.
Занавес еще не успел опуститься на русскую драму, а уже начали
хлопать. Партер весь стоял и вдохновенно аплодировал, кричали «Браво» .
Вынесли цветы. Однако вместо цветов Владимиру Вдовиченкову и Маше
Бердинских зрители подарили стаканчики с мороженым. Сам Туминас
не очень доволен первым спектаклем, говорит, что слишком эмоционально
и местами агрессивно играли его артисты. Трудно с ним согласиться.

Все ждут прессу и оценку критиков. И уже наутро после первого спектакля
выясняется, что первым на московский спектакль отозвалось театральное
издание «What’s on stage» — поставила пять звезд. Это
супер!!!

Гастроли Вахтанговского театра проходят в Лондоне при поддержке
Министерства культуры РФ.