Римас Туминас: На гастролях в Лондоне Вахтанговцы продолжают открывать для себя Чехова
На гастролях «Дяди Вани» в британской столице вахтанговцы, отправившиеся в субботу на Туманный Альбион, вместе с английской публикой продолжат открывать для себя Чехова. Об этом в преддверии показов в Лондоне ИТАР-ТАСС рассказал художественный руководитель московского Государственного академического театра имени Вахтангова Римас Туминас, выступивший постановщиком этого спектакля.
Начало гастролей в лондонском Вест-Энде, считающемся театральной меккой Европы, состоится 5 ноября и ознаменуется 100-м по счету представлением «Дяди Вани». В России его премьера прошла в сентябре 2009 года, и с тех пор труппа театра Вахтангова сыграла его во многих странах мира, неизменно вызывая высокий интерес публики.
Объясняя причину такого успеха постановки как на родине, так и за рубежом, Туминас отметил: «Может быть, все просто в том, что мы убрали цвет, очистили его от глянца. Если убрать глянец — проступает фактура дерева, его узор. Здесь нет традиционных белых костюмов, уютной усадьбы в тургеневском вкусе, привычных красот природы». По его словам, «Чехов каждую минуту прощался с этой красотой, она блекла на его глазах и стала черно-белой, даже серой». «И это прощание с уходящей культурой дворянских усадеб, с этим временем. Это плач, это грусть Чехова», — подчеркнул он. «Мне кажется, что мы ухватили не плач персонажей /что обычно делают в театре — плачут персонажи, плачут актеры/, а нам удалось услышать скорбь и тихий плач самого Чехова, как врача, как человека. О нем мы ставили, а не о картинах деревенской жизни», — пояснил Туминас.
«По Чехову, надо научиться быть счастливым уже оттого, что счастье вообще существует, — заметил худрук театра Вахтангова, отвечая на вопрос об основной морали его постановки «Дяди Вани». — А если ты обозлен, обижен, в тебе проснулось желание мстить жизни, то надо помнить, что самая великая месть – это прощение». «Грань бытия, сиюмоментность сегодняшнего дня и загробная, потусторонняя жизнь», — эти философские темы, затронутые в произведении Чехова, по мнению Туминаса, и сегодня не утратили свое значение.
В нынешнем году театр Вахтангова уже во второй раз посещает Лондон с гастролями. В апреле на шекспировском фестивале «Глоуб ту глоуб» /GlobeToGlobe/ актеры представили публике британской столицы спектакль «Мера за меру» по одноименной пьесе великого английского классика в постановке Юрия Бутусова. Игра вахтанговцев получила тогда высокие оценки местных театральных критиков. «Мы горды и довольны, что были приняты с восторгом», — признался Туминас. «На что надеемся и сейчас. Даже уверены», — добавил он.
Настроение вахтанговцев перед новой серией выступлений на берегах Темзы Туминас описал, как «спокойное, уверенное, собранное». «Мы готовы в этих гастролях вместе с английской публикой продолжать открывать для себя Чехова», — отметил он. Спектакль «Дядя Ваня» в постановке Римаса Туминаса будет показан в лондонском театре «Ноэл Кауард» /NoelCowardTheatre/ шесть раз — с 5 по 10 ноября.
В британской столице отмечается огромный интерес к наследию Чехова. В настоящее время — подлинный «чеховский бум». По словам газеты «Файнэншл таймс», сразу пять разных постановок «Дяди Вани», включая российскую, будут представлены на театральных подмостках страны в ближайшие месяцы.
«Пьесы Чехова, которые невозможно отнести к какой-либо категории, принадлежат к уникальному жанру, — отметил, в свою очередь, обозреватель британского еженедельника «Спектейтор». — Они представляют собой романтические трагикомичные документальные размышления о тщетности бытия».
«Произведения Чехова — это классика, но они не пугают своей «классичностью», — объясняет журнал столь большую популярность пьес великого русского драматурга и их «непрекращающееся наступление очарованием» на театральную сцену Соединенного королевства.