«Я жадный до талантов!» — Римас Туминас о театре и о себе
Знаменитый режиссер Римас Туминас стоит у руля театра Вахтангова всего пять лет, а перемены очевидны даже тем, кто далек от театральной жизни столицы.
Впрошлом сезоне вахтанговцы отметили 90-летний юбилей любимой almamater. После выхода сразу несколько громких спектаклей (юбилейная «Пристань» самого Туминаса, «Бесы» Юрия Любимова, «Анна Каренина» Анжелики Холиной) театр был официально признан самым посещаемым в Москве. Журнал «Свой» поговорил с Римасом Туминасом о театре, литовском детстве, о первой любви и об особенностях характера русских актеров.
Как случилось, что вы полюбили театр?
Да я и сам не понимаю. Все детство я прожил в глуши, на одном из литовских хуторов. Там даже электричества не было. Потом, правда, оно появилось, — по два часа в день работал какой-то генератор. У нас была гостевая комната, вход в нее был через спальню. А вместо дверей — занавески. И вот эти занавески, видимо, поразили воображение меня семилетнего. Я стал регулярно звать в гости двух соседских девочек на год младше меня, ставить на табуретки между этих занавесок и что-то заставлять их рассказывать. Откуда что взялось, ведь я театра не видел никогда! Видимо, сказались глубокие народные корни. Там, где я жил, всегда праздновали религиозные праздники. Никто ведь не запрещал, — глушь. Эти праздники всегда сопровождались карнавалом, какими-то представлениями, розыгрышами. Еще автолавки мне нравились. Приезжал грузовик, открывались задние дверцы, и передо мной открывался магазинчик. Было похоже на театр.
Когда вы в первый раз увидели настоящий спектакль?
Мне было 14 лет. Весь наш класс повезли в Вильнюс в театр. Я тогда уже работал киномехаником, жил самостоятельно, чувствовал себя взрослым. Мне было очень обидно, что показывали всего лишь «Кота в сапогах». Кроме того, сам спектакль был чудовищно плох, я чувствовал фальшь. Все хлопали, а я не хлопал, сидел и недружелюбно смотрел на сцену. При этом мне было жалко актеров, стыдно за них. Я думал: «такие взрослые и такой ерундой занимаются».
Ерундой?
Конечно. Я вообще о театре не думал тогда, больше о кино. Мне казалось, именно кино — настоящее искусство. Там же были герои, некоторым я подражал. А тут какой-то «Кот в сапогах».
Как же получилось, что вы поступили именно на театральный факультет Вильнюсской консерватории?
Произошло нечто удивительное. В моей деревне поселилась странная семья. Мать с тремя дочерьми. Можно сказать, «три сестры» приехали. Все были красивые, светленькие, возраста примерно 15, 17 и 19 лет. Почему они отказались в нашей глуши, я до сих пор не знаю. Все парни тогда всполошились. Я влюбился в младшенькую. Она очень аккуратно одевалась, я помню ее шелковый фартучек, тщательно сплетенные косички, безупречно белый воротничок… От нее пахло ландышами. Она казалась мне существом из другого мира, — так элегантно эта девочка двигалась, сидела, разговаривала. Даже ручкой писала как аристократка. Через год ее семья исчезла так же неожиданно, как и появилась. Они уехали в Вильнюс. Я писал письма, плакал. Год в муках провел (улыбается). Мне было 17 лет, и я, наверное, был похож на Ленского. Сочинял стихи, пел.
Вы пели?
Уходил в болота и там пел. Мне не хотелось, чтобы кто-то слышал. При этом я был уверен, что пою я прекрасно (смеется).
Что случилось потом?
Я уехал работать сварщиком, несмотря на то, что 11-ый класс не закончил. Пришлось записаться в вечернюю школу. Безумная компания тогда подобралась — милиционеры, кузнецы, механики и я. Жизнь я вел ночную. Заканчивались занятия, и я шел вместе с остальными к трикотажной фабрике. После второй смены оттуда выходили женщины-работницы. При этом я был по-прежнему влюблен, и боялся встречи с той девушкой.
Но время шло, надо было решать — армия или учеба. Мама прочитала в газете, что в Консерватории в Вильнюсе проходит дополнительный набор на режиссуру. Она, в общем-то, угадала — я человек творческий, в нее: мама была человеком с большим вкусом, работала швеей и художником. Я с детства всегда был склонен к искусству: лепил, сначала из теста, потом из глины, камня, дерева. Одно время подумывал стать скульптором всерьез. По сей день, когда вижу камень и дерево, хочется что-то с ними делать. Сейчас на моем хуторе полно материалов, все думаю, когда-нибудь что-нибудь сделаю.
Театральный факультет — это случайность?
Я подумал, что попытка поступить в столичный республиканский вуз — это еще и возможность встречи с Ней, ведь я знал, где она живет. Так что решился и впервые в жизни полетел на самолете. Но мне так понравилось небо, что когда я обнаружил в кармане кресла листовку с приглашением всех желающих выучиться на пилота, мгновенно поменял решение. Но от встречи с девушкой не отказался, поэтому документы в Консерваторию все-таки подавать пришел. Думал, пока осмотрюсь, что да как. Однако документы взяли сразу. Я сказал «подождите, я летчиком хочу быть». Мне ответили: «летчиком еще успеете, а пока приходите поступать». Я вышел на улицу и отправился к любимой. Купил розу. Она открыла с телефонной трубкой в руках. Поздоровалась и пошла разговаривать дальше. И так она это делала, так нежно и так игриво, что я понял: на другом конце провода ее парень. Розу я ей так и не вручил, ушел, сказав, что вернусь. Так никогда и не вернулся. А для себя придумал вот что: «стану знаменитым, и она пожалеет». Профессия летчика для этих целей не годилась, а вот театральный… Я хотел, чтобы меня везде видели, обо мне писали (улыбается).
Что ж, все сбылось…
(Смеется). Сначала я думал, что театральный — это легко. Я без энтузиазма что-то сдавал,не готовился. Тогда меня вызвали в деканат: «слушайте, у нас сложилось впечатление, что вы проездом тут, несерьезно относитесь. Вы действительно хотите здесь учиться?». Я соврал, что, конечно, хочу. Почему-то вспомнилось лицо матери. Я знал, что если вернусь, она меня поймет. Скажу, что не мое и все. А вот соседки ни ей, ни мне не поверят. Скажут, раз вернулся, значит — не поступил или выгнали. Мне стало маму очень жалко. И я стал усерднее заниматься.
А потом вы втянулись?
Мне легко удавалось сочинять этюды, я и другим их сочинял. Все же на поверхности — только руку протяни или вспомни — и уже готовая тема или отрывок. Мой азарт заметили, пригласили на телевидение и радио. Я знал, что Она меня слышит и видит… Впереди маячили большие перспективы, но поскольку я увлекся театром, судьбу со СМИ и кино я связывать не стал. Мне тогда раскрылся Чехов… Его боль, тоска, невысказанная надежда, ранимая красота… Мне казалось, что я и сам уже прожил жизнь, задумался о смерти…
Программа нашего факультета была схожа с ГИТИСовской. Закончив 4 курса в Вильнюсе, я поехал в Москву. Прошел все туры, не сдал только историю СССР. Получил большую-большую двойку. Но, поскольку в творческих вузах оценивают будущих студентов иначе, чем в обычных, мне исправили двойку на тройку. Так я поступил в ГИТИС.
Там вы определились с ориентирами в театре? Кого бы могли назвать своим учителем?
Иосифа Михайловича Туманова. Он работал с Таировым, Мейерхольдом, руководил Большим театром. Педагог он был выдающийся. Сильный человек с волчьим взглядом. Мгновенно угадывал людей, раскрывал и направлял их. И, конечно, моим кумиром был Анатолий Васильевич Эфрос.
Выдающиеся времена русского театра. И вы руководите русским театром. Что есть в русском театре, чего нет в литовском?
Русские актеры всегда хотят понимать, что они делают и зачем. Они требуют права заявлять о своем «я» на сцене. В этом нет ничего от желания растолкать конкурентов локтями, но твердо заявить о себе — это святое. В литовском театре этого нет совсем, там возносится сама идея служения театру. Никому не придет в голову мерить роль по количеству текста. Ансамблевость всегда на первом месте. Из этих двух подходов мне ближе литовский, я стараюсь «привить» его вахтанговцам. С другой стороны, русские актеры потому такие сильные, что с самого начала своего профессионального пути хотят, а потом и становятся личностями.
Вы ощущаете себя русским режиссером или все-таки литовским?
Литовским. Как режиссер я состоялся там. Хотя на последнем курсе Анатолий Васильев пригласил меня к себе в Театр им. К. Станиславского. Тогда там работали Райхельгауз, Морозов, сам Васильев. Настоящий расцвет. Казалось, что в нашей жизни возникла сцена, похожая на Бродвей. Я помню, согласился без чувства триумфа или радости. Боялся, что еще не готов. Я думал «мне надо в Литву, и даже не в Вильнюс. Притаится, работать, а не «взорваться»… Я чувствовал, что хочу еще некоторое время быть просто наблюдателем, смотреть, как работают Эфрос и Любимов. Тогда я проходил практику у Юрия Петровича. Он, конечно, об этом забыл, когда мы встретились. Но я ему напомнил. Он был рад, и теперь мы близкие люди.
В прошлом сезоне вся театральная Москва обсуждала «Бесов» Любимова, поставленных в вашем театре, затем вашу же «Пристань»… Репутация у вахтанговцев, благодаря вам, все безупречней. А что лично вы считаете самым большим своим достижением на посту художественного руководителя?
Себя оценивать трудно. Но я могу сказать вам, чем я доволен. Прежде всего, мы сумели облагородить репертуар. Много всего сделали, чтобы в театре было уютно и удобно Постарались обратить внимание публики на каждого актера, наконец, мы подняли в три раза зарплату. Я иногда чувствую себя неким посредником между государством и вахтанговцами. Я гарантирую им то, чего не гарантирует государство: социальную защиту. Поначалу мне было стыдно подписывать зарплаты Яковлеву, Купченко, Максаковой… Это были такие гроши… Сейчас совсем другое дело. Сколько можем, конечно, но хотя бы не стыдно. Здесь я испытываю такую же радость, какую испытал, получив первую зарплату и принеся ее маме. Радуюсь каждому рублю, который выписываю своим артистам.
Зачем же вам понадобилась новая студия при театре? Вахтанговская труппа — одна из самых больших в столице. Кроме того, одна из самых сильных. У вас сильная молодежь, кроме того, звезды…
Мне мало. Я жадный до талантов, и вижу, как много их вокруг. Талантливых людей мне всегда жалко, я знаю, какая у них будет тяжелая жизнь.
Когда происходил отбор в новую студию, на что вы обращали внимание, в первую очередь? Вообще, каких людей вы включаете в свой круг?
Мне важно, чтобы человек был добрый. Добрые люди нужны моему театру, они вообще нужны. Поверьте, профессионализму можно научиться. Для этого существую я, режиссер и немножко педагог. Я считаю, что актерам надо сразу давать значимые роли, тогда все придет.
Какие задачи стоят перед театром сейчас?
Самое главное — подчинить актеров интересам театра. Мне хочется, чтобы они перестали служить исключительно себе, зацикливаться на своем «я». Не мерили роль по количеству текста. Мол, если текста много, значит — роль. Если мало — не роль. Это ошибка. Жаль, что мы медленно идем к пониманию значения ансамблевости.
Римас Владимирович, когда-то вашу режиссерскую манеру сравнивали с манерой другого мэтра литовского театра Эймунтаса Някрошюса. Вас это задевало. Сегодня уже никто не сравнивает. И все же… Вы могли бы ответить на вопрос: на чем зиждется театр Туминаса? Каковы ваши режиссерские принципы?
Их три: вкус детства, запах хлеба и звук века… Когда все это есть в спектакле, его понимают абсолютно все. И тогда становится не важно, какие у актеров роли — большие или маленькие, звезды они или нет. Я напомню слова поэта Пьера де Ронсара (не Шекспира, как все думают): «Весь мир — театр. Все мы — актеры поневоле. Всевышняя судьба распределяет роли, и небеса следят за нашею игрой»…
Многие режиссеры живут по принципу: есть театр, а есть все остальное. Вы не противопоставляете театр и реальность?
Театр — продолжение жизни. Смешно это отрицать.
И последний вопрос. В конце января должен состояться первый показ вашего нового спектакля по роману «Евгений Онегин». Я знаю, что режиссеры не слишком любят разговаривать о новых проектах до премьеры, поэтому спрошу так: почему Пушкин?
А лучше него все равно никого нет.
Не раскроете карты, в чем заключается концепция вашей постановки?
Мне хочется стать ближе к Пушкину, всмотреться в его одиночество и боль души поэта. Его с юности волновала неотвратимость смерти, он думал о том, что все конечно. В «Онегине» я это тоже почувствовал. Об этом и ставлю спектакль.