Турандот заглянула за кулисы
Театральные премии вручили гардеробщикам и билетерам
Театральная премия «Хрустальная Турандот» в Вахтанговском театре дала бал. Но в отличие от предыдущих, проходящих с завидной регулярностью в честь звезд кино и театра, эта посвящалась «бойцам» невидимого фронта. А именно: гримерам, костюмерам, билетерам и гардеробщикам.
В самом деле, что театр без этих людей? И насколько верно, он начинается с вешалки? Именно с вешалки (про то еще русский театральный антрепренер Федор Корш говорил), и лучше всех на этот вопрос ответил поэт Юлий Ким, посвятивший стихотворение именно гардеробщице, которая как королева принимает у зрителей пальто и королевским жестом отдает им номерок. Романтизация закулисных профессий явно преобладала в этот вечер на сцене Вахтанговского. Его вели Нонна Гришаева и Алексей Колган — замечательная пара, существовавшая на юморе и пикетировании.
— Алексей, что нужно артисту, чтобы он хорошо в этот вечер сыграл? — лукаво спрашивает Гришаева.
Я знаю, — расплывшись в улыбке, отвечает Колган. — Его нужно плотно покормить.
— По вам и видно, что вы плотно поели.
Такой конферанс придает вечеру легкость. А те, кому он посвящен, сидят в седьмом ряду, по центру зала. Вот например, портная из пошивочного цеха Надежда Денисовна Горелик — она в Вахтанговском с 51-го года и кроила, и шила костюмы для Михаила Ульянова, Юлии Борисовой, Рубена Симонова… Одела многие выдающиеся спектакли, за которые артисты получили правительственные награды, не считая цветов и аплодисментов. А она встала, скромно поклонилась, приняла цветы… Также скромно и прожила несколько десятков лет в театре, отлично понимая, что служит ему и тем, кто выходит на сцену играть, кланяться.
— Даже Римас Туминас (худрук Вахтанговского — М.Р.) еще не родился, а Надежда Денисовна уже шила великим костюмы, — говорит Нонна Гришаева.
Нонна отлично знает всех закулисных людей. И что на участие многих из них можно всегда рассчитывать. Сколько раз в разных театрах я наблюдала за кулисами, как какая-нибудь гримерша отпаивает чаем возмущенного премьера, повздорившего с главным режиссером . Как костюмер смиренно выслушивает откровения главной актрисы, которые ни в жизнь никому из артисток-подружек не скажет.
Борис Беленький, президент «Хрустальной Турандот», устроил потрясающий вечер для служителей театра. Ни вечер — поклон нижайший за многолетний труд гримеру Ольге Калявиной ( еще и цехом заведует), Любови Кузнецовой, заведующей режиссерским управлениям, двум музейщицам (Ирине Сергеевой и Маргарите Литвин), старшему билетеру Ларисе Крюковой и другим.
Одним из первых выходит на сцену Владимир Зельдин. На минуточку этому артисту, которого язык не поворачивается назвать стариком, 98 лет. Вдумайтесь!!! А он не выходит, выбегает на сцену. Красивый поставленный голос, движения рук. Владимир Михайлович, народный артист СССР, достояние театра Армии, исполняет свою коронную песню из кинофильма «Свинарка и пастух». Настолько вдохновенно поет, что зал невольно подхватывает: «Друга я никогда не забуду, если с ним…». В это время Зельдин делает такой трюк — на секунду замолкает и говорит в микрофон: «Теперь вы верите, что я пою не под фонограмму?» Зал взрывается аплодисментами — оценил и шутку, и подлинный момент мастерства.
А также главный принцип балов «Турандот» — здесь обходятся без фонограмм. Прекрасно поет Нонна Гришаева, «Сити трио», Юлия Пересильд из театра Наций. После выступления Эльдара Трамова, студийца Вахтанговского, становится ясно, что у этого парня с роскошным голосом большое будущее.Зажигает баянист Айдар Гайнулин со своими музыкантами и актер Иван Замотаев со своей командой.
Нонна Гришаева: «А вот теперь я спрошу вас Алексей — кто самый главный в театре?»
Алексей Колган: «Конечно, буфетчица Галя».
Алла Мещерякова — буфетчица даже не выходит в проход. Она так и осталась стоять с краю, и ничего не сделаешь с этими людьми, привыкшими существовать в тени великих. Одно только утешает: в Вахтанговском театре их труд ценят — не только морально, но и финансово. Как мне удалось узнать, к Новому году все работники театра — артисты и служащие — получат очень большие премиальные. Такие, что в других театрах артисты обзавидуются.